Московская область – регион, который привлекает все больше инвесторов, в том числе, за счет реализации значимых проектов. Мы выбрали пять самых амбициозных и инновационных проектов Подмосковья.

Строительство ЦКАД

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) протяженностью 530 км, строительство которой началось в 2014 году, пройдет в 50 километрах от МКАД. ЦКАД позволит связать все районы Московской области в кольцо и разгрузит радиальные вылетные трассы. Также строительство кольца позволит создать порядка 200 тысяч рабочих мест.

Проект строительства включает пять пусковых комплексов, к 2018 году планируется построить первый и пятый из них, при этом первая очередь ЦКАД может быть запущена уже в конце 2017 года.

Сроки окончания строительства третьего и четвертого пусковых комплексов намечены на 2019 год. Работы на втором пусковом комплексе начнутся не раньше 2018 года – он пройдет на западе Подмосковья в большом удалении от МКАД.

Строительство пусковых комплексов осуществляется в рамках государственно-частного партнерства. Полная реализация проекта запланирована на 2025 год.

По словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, ЦКАД может создать комфортные условия для посещения городов Подмосковья в туристических целях.

Заместитель председателя правительства Подмосковья – министр инвестиций и инноваций региона Денис Буцаев отмечал, что цель строительства ЦКАД – повысить транспортную доступность региона и улучшить централизованную схему движения транспорта. Так, на дорогу, занимавшую два часа, после строительства ЦКАД уйдет всего 40 минут.

Проезд по ЦКАД сделают платным, на трассе внедрят безостановочную систему взимания платы free flow. Однако пятый участок кольца останется бесплатным, поскольку на нем не везде есть альтернатива платной магистрали – дорога пройдет по Наро-Фоминскому, Одинцовскому, Истринскому, Солнечногорскому районам и городскому округу Звенигород.

Легкорельсовый транспорт

Еще один значимый для Подмосковья транспортный проект – легкорельсовый транспорт (ЛРТ). Строительство линии ЛРТ Московской области, которая пройдет кольцом по Подмосковью, позволит связать порядка 20 крупных муниципальных образований региона и аэропорты, также появление такого общественного транспорта окажет значимую роль в разгрузке автотрасс и железнодорожных веток.

Реализация проекта строительства ЛРТ разделена на четыре пусковых комплекса. Первый пусковой комплекс построят на юге области – от городского округа Подольск через Домодедово до Раменского района с заходом в аэропорты Домодедово и Жуковский. На этом участке трамвай будет развивать скорость до 100 км/ч. Помимо большой скорости, с которой время преодоления расстояния сократится с двух часов до 25 минут, легкорельсовый транспорт будет отличаться бесшумностью, комфортом, безопасностью и экологичностью.

Строительство ЛРТ в области создаст большое количество рабочих мест: помимо самой линии трамвая только на первом пусковом комплексе появится 16 станций, включая девять транспортно-пересадочных узлов, на семи из которых будут созданы торговые и офисные площади, а также соцобъекты; депо. Этот пусковой комплекс будут строить в два этапа. Первый этап – работы на участке «Подольск – аэропорт Домодедово» – планируется начать в конце 2018 года, с конца 2016 года уже ведутся проектные и изыскательные работы, госэкспертизу по которым надеются получить в мае 2018 года.

Зарядные станции для электромобилей

Электромобили уже не кажутся транспортом будущего, сейчас в Подмосковье порядка тысячи таких автомобилей, в 2019 году их число может достичь 10 тысяч.

В 2017 году планируют реализовать крупнейший в России проект по созданию электрозарядной инфраструктуры – построить в Подмосковье порядка 40 станций зарядки для электромобилей. Такие станции появятся на парковках торговых центров, топливозаправочных комплексах, вблизи объектов культурного и исторического наследия. В текущем году в области уже построили 21 станцию для подзарядки электрокаров.

По словам министра энергетики Московской области Леонида Неганова, в настоящее время развитие электротранспорта является общемировым трендом из-за его высокотехнологичности и экологичности.

Заправочные станции подмосковной сети будут расположены в нескольких часах езды друг от друга. Для пользователей электромобилей планируют создать и мобильное приложение, с помощью которого они всегда смогут узнать о статусе электрозаправки, забронировать необходимый тип коннектора.

Все уже существующие электрозаправки в Подмосковье выполнены в едином стиле и снабжены единой инфографикой, эта тенденция распространится и на строящиеся объекты. Тарифы на пользование электрозаправками еще не установлены. С учетом небольшого количества владельцев электрокаров пока это можно сделать бесплатно – при предъявлении карты АО «Мособлэнерго», которую можно получить в филиале компании, где установлены зарядные станции.

Коллайдер NICA в Дубне

Научный комплекс NICA (Nuclotron-based Ion Collider fAcility), строящийся в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне, – мегасайенс-проект Российской Федерации мирового значения. Цель проекта – создать ускорительно-экспериментальную базу, с помощью которой ученые получат недоступные в других ускорительных центрах мира возможности.

Проект NICA направлен на воссоздание и исследование ядерной материи в экстремальных условиях, возникавших в природе на ранних стадиях эволюции вселенной и в недрах нейтронных звезд. Ученые ожидают, что этот коллайдер позволит понять, как в первые мгновения после Большого взрыва во вселенной образовались протоны и нейтроны, и расширить знания о поведении вещества в области сверхвысоких энергий.

По словам Дмитрия Ливанова, бывшего министра образования и науки Российской Федерации, на коллайдере, строящемся в Дубне, можно ожидать результатов уровня Нобелевской премии.

Сверхпроводящий комплекс тяжелых ионов NICA привлечет тысячи ученых и инженеров из разных стран мира. Как отмечал директор ОИЯИ, академик РАН Виктор Матвеев, между правительством РФ, Китайской народной Республикой, Объединенным институтом ядерных исследований и Академией наук Китая уже подписано соглашение о совместной реализации проекта NICA. Германия, Италия и ЮАР тоже хотели бы присоединиться. В проекте уже участвуют более тысячи ученых и специалистов из 70 институтов 26 стран мира.

Первый этап строительства установки завершится в 2018 году, в этом же году навозводимом коллайдере планируют получить первые результаты. Полностью комплекс запустят к 2020 году.

Энергосберегающие дома

В Подмосковье набирают популярность энергоэффективные технологии при строительстве и капитальном ремонте многоквартирных домов. Причем Московская область – один из немногих регионов, строящих дома по принципам энергоэффективности.

Под энергоэффективностью понимается рациональное использование ресурсов электроэнергии. Потребление энергоресурсов в таких домах значительно сокращается, а стоимость оплаты коммунальных услуг снижается до 70%.

Пилотный проект строительства энергоэффективных домов завершился в 2015 году – в деревне Рузского района построили и ввели в эксплуатацию четыре таких дома. Они получили класс энергоэффективности «А» (самый высокий). Помимо инновационных материалов, использовавшихся в строительстве, в этих домах особая система отопления, в которую в качестве источника тепла интегрирован ледовый дворец. Вместо обычных радиаторов применены водяные теплые полы, в оконных проемах – тепловые кольца, подогревающие приточный воздух.

Благодаря используемым инновационным материалам, например аэробетонным блокам со вспененным полиуретаном, теплопроводность таких домов увеличивается в три раза.

Опыт строительства в деревне Рузского района распространяют как на Рузский городской округ, так и на весь регион. По словам министра строительного комплекса Московской области Сергея Пахомова, внедрение энергоэффективного строительства должно стать нормальной практикой для области.

При проведении ремонтных работ также применяются различные инновационные материалы – энергоэффективная краска, плитка с запрессованной внутри минеральной ватой. Пилотным проектом энергоэффективного капремонта стали работы на фасаде дома в Мытищах. Теперь в этом доме экономят более 30% тепла, грибок и плесень, не исчезавшие раньше со стен квартир, больше не беспокоят жильцов. За отопительный сезон этот дом сэкономил порядка 1 млн рублей.

Виктория Кулагина

http://mosreg.ru/pyat-samyh-innovacionnyh-proektov-podmoskovya