Перспективный самолет Stratolaunch с самым большим в мире размахом крыла впервые запустил все свои шесть турбовентиляторных реактивных двигателей. Согласно сообщению компании Stratolaunch Systems, разрабатывающий этот летательный аппарат, проверки силовых установок прошли успешно. Следует отметить, что на первом этапе одновременного запуска двигателей не производилось — каждая силовая установка стартовала и работала по отдельности. Это позволило оценить надежность подвесов, систем управления двигателями и подачи топлива.

Stratolaunch, как ожидается, будет использоваться в качестве платформы воздушного старта — с него в воздухе будут запускаться небольшие ракеты для вывода полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. Летательный аппарат выполнен по двухфюзеляжной схеме. Размах его крыла составляет 117, 3 метра. Длина обоих фюзеляжей составляет 72, 5 метра. Для сравнения, размах крыла крупнейшего в мире самолета — Ан-225 «Мрия» — составляет 88, 4 метра, а длина фюзеляжа — 84 метра.
Американский самолет оборудован шасси с 28 колесами: каждый фюзеляж имеет основные стойки шасси с 12 колесами и носовые — с двумя. Высота Stratolaunch составляет 15, 2 метра. Cамолет имеет массу 226, 8 тонны и максимальную взлетную массу — 589, 7 тонны. Для взлета Stratolaunch необходима полоса длиной 3, 7 километра. Аппарат сможет выполнять полеты и запуск ракет-носителей в стратосфере, однако точная предельная высота его полета не уточняется. Стратосферой называют слой атмосферы, расположенный на высоте от 11 до 50 тысяч метров. Stratolaunch сможет нести полезную нагрузку массой 249, 5 тонны.

Первая публичная демонстрация нового самолета состоялась в конце мая текущего года. С тех пор Stratolaunch уже прошел несколько наземных проверок бортовых систем, включая пневматику и системы управления полетом. Новые испытания с последовательным одиночным запуском двигателей проводились в середине сентября. Самолет оборудован двигателями компании Pratt & Whitney PW4056. Такие же сегодня устанавливаются на пассажирские самолеты Airbus A300, A310, A330, Boeing 747-400, 767 и 777.

Каждая силовая установка на Stratolaunch имеет свою собственную систему управления, а также свои собственные топливные баки и систему подачи топлива. Такое разделение позволяет повысить надежность самолета. В ходе проверки каждый двигатель самолета сперва раскручивался с помощью внешней вспомогательной установки, затем в него подавалось топливо, а потом производился запуск. Запущенный двигатель оставляли на некоторое время работать на холостых оборотах.

Согласно действующим планам компании Stratolaunch Systems, первый демонстрационный полет нового самолета с запуском ракеты-носителя состоится в 2019 году. Аппарат запустит крылатую ракету-носитель Pegasus XL, масса которой составляет 23, 1 тонны. Какую полезную нагрузку будет нести ракета, пока неизвестно. В целом, Stratolaunch может обеспечить одновременный запуск трех ракет типа Pegasus. Масса полезной нагрузки этих ракет составляет 443 килограмма. Рабочей высотой запуска крылатых ракет-носителей Pegasus являются 12 тысяч метров.

Помимо Stratolaunch, по двухфюзеляжной схеме выполнен самолет Model 348 White Knight Two, предназначенный для запуска космического корабля SpaceShipTwo. Этот аппарат уже выполняет полеты. Его длина составляет 24 метра, а размах крыла — 43 метра. Самолет может нести полезную нагрузку массой 17 тонн.

Алан Гарзиев

https://defence.ru/article/samolet-s-samim-dlinnim-v-mire-krilom-vpervie-zapustil-dvigateli/