Первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский лайнер Ил-86 поднялся в небо 22 декабря 1976 года - напоминает в соцсетях пресс- служба ПАО Авиационный комплекс им. Ильюшина. Он был собран на опытном заводе ОКБ, и с Центрального аэродрома Москвы перелетел на аэродром ЛИИ в Жуковском. Борт 0101 пилотировал экипаж под командованием Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Э. И. Кузнецова. За взлетом первого Ил-86 лично наблюдал министр гражданской авиации Б. П. Бугаев.
История отечественных широкофюзеляжных самолетов началась в октябре 1967 года, когда вышло постановление Совета Министров СССР, давшее старт созданию первого советского среднемагистрального аэробуса пасажировместимостью на 350 человек.
22 февраля 1970 года ОКБ «Ильюшина» было выдано техническое задание на разработку такого самолета. Его отличительной особенностью являлась возможность перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Совместно с ЦАГИ был проведен обширный комплекс исследований по выбору диаметра фюзеляжа, в результате его спроектировали с девятью креслами в ряду и двумя широкими проходами. Крыло оснастили предкрылками и трехщелевыми закрылками, которые позже были заменены на двухщелевые. Такая механизация обеспечивала высокую подъемную силу и давала возможность выполнять взлет с относительно коротких взлетно-посадочных полос.
Уже в июне 1977 года состоялся показ опытного прототипа самолета на авиасалоне в Ле Бурже, а спустя три года серийный Ил-86 выполнил первый пассажирский рейс по маршруту Москва – Ташкент.
В 1981 году коллектив создателей самолета был удостоен Ленинской премии, а генеральный конструктор Генрих Новожилов «за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники» награжден второй золотой медалью Героя Социалистического труда.

(фото Николая Нилова)