31 марта – день рождения Сергея Владимировича Ильюшина – великого труженика, авиаконструктора, основателя ильюшинской школы самолетостроения, человека, который внес огромный вклад в дело обороны страны, развития воздушного транспорта, в прогресс технических наук и технологии авиационной промышленности.
Сергей Ильюшин родился 31 марта 1894 года в многодетной крестьянской семье в деревне Дилялево Вологодской губернии. Будущий авиаконструктор работал с малых лет, сменил множество профессий – был чернорабочим, возчиком молока, смазчиком на железной дороге, помощником машиниста экскаватора, – но свободное время неизменно проводил за книгами, самостоятельно изучая математику, физику, химию. 1916 год – судьбоносный для Сергея Ильюшина: он становится помощником авиамоториста на Комендантском аэродроме и вскоре успешно сдает экзамен на должность пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба.
С началом гражданской войны Ильюшин ушел на фронт, где работал авиамехаником, начальником авиаремонтного поезда, военкомом. Полученные практические навыки уже в мирное время помогли ему стать студентом Московского института инженеров Красного Воздушного Флота. После его окончания Сергей Владимирович возглавил самолетную секцию Научного комитета ВВС, а еще через несколько лет был назначен начальником ЦКБ на заводе имени В. Р. Менжинского, где одновременно руководил одной из бригад.
Летом 1935-го Владимир Коккинаки поднял в небо первый самолет ОКБ – бомбардировщик с деревянным фюзеляжем ЦКБ-26. Так началась эра ильюшинских самолетов, которая продолжается и по сей день.
За 87-летнюю историю Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина было разработано более 200 и создано более 120 типов воздушных судов различных модификаций, заводами-изготовителями выпущено свыше 60 000 машин. И сегодня коллектив предприятия, сохраняя ильюшинские традиции, их преемственность, трудится над тем, чтобы самолеты марки «Ил» служили повышению оборонной и экономической мощи России, а авиационная промышленность всегда была флагманом отечественной индустрии.

Еще по теме:

На аллее славы ЛИИ им. Громова установлены несколько самолетов памятников. Самым уникальным из которых, является единственный летавший экземпляр штурмовика Ил-102. Работы над проектом начались в КБ Ильюшина в конце 70х годов. Однако, уже в 1980 решением министра обороны СССР тема была закрыта. В КБ продолжили работы в инициативном порядке. Самолет впервые поднявшийся в небо 25 сентября 1982г. под управлением С. Близнюка, на тот момент шеф-пилота КБ Ильюшина. Причем первый вылет производился в Белоруссии, так как все работы над ОЭС-1, так в то время назывался этот самолет в документах, шли практически подпольно. Министр обороны СССР Д. Устинов прямо запретил Генеральному конструктору КБ Г. Новожилову работы над этим самолетом. Только переименование в Опытно Экспериментальный Самолет-1 (ОЭС-1), дало возможность получить разрешение министра авиационной промышленности СССР И. Силаева на проведение летных испытаний. Всего за 1982-1984 годы штурмовик выполнил более 250 полетов. Самолет показал себя очень надежным и неприхотливым. Но в СССР уже было начато производство знаменитого Су-25, который и стал штурмовиком в ВВС СССР и России. Последний полет Ил-102 выполнил 29 декабря 1987г. Всего на опытном Ил-102 было выполнено 367 полетов. В 1992г самолет был показан на Мосаэрошоу-92, но там он уже не летал. Несколько лет спустя самолет оказался на аллее славы где и был на скорую руку перекрашен перед одним из авиасалонов МАКС. Затем самолет был еще раз перекрашен. Сейчас его можно увидеть из окна автобуса везущего посетителей на МАКС.