Ил-2 стал один из символов оружия Победы, как Т-34, как полуторка, как пистолет-пулемет ППШ - информирует пресс - служба ОАК.
Это был самый массовый боевой самолет в истории мировой авиации: всего было выпущено более 36 тысяч таких машин.

Авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин, вложил в самолет новую по тем временам идею – заставил броню не только защищать самолет, но и работать как обычный каркас планера, что позволило снизить вес машины и обеспечить высокую живучесть. Ил-2 стал основной ударной силой ВВС Красной Армии и был особенно успешен штурмуя крупные скопления техники и колонны, позиции артиллерии, склады и железнодорожные узлы.

Опытные летчики успешно использовали Ил-2 в качестве истребителя, хотя и не такого маневренного и быстрого, но вполне эффективного. Привлекались эти самолеты к разведке и штурмовке тыловых объектов противника.

В 1940-м году самолет начали производить серийно в Воронеже, а с 1941 года Ил-2 производили несколько производственных площадок – в Куйбышеве (ныне Самара), в Воронеже (до эвакуации завода), в Нижнем Тагиле и Ленинграде.

Известный факт - Ил-2 называли «летающим танком» и «горбатым» (вероятно, за узнаваемый профиль), немцы прозвали его «мясник» и «чума» (нем. Schwarzer Tod) из-за эффективности ударов по пехоте. Кто-то из журналистов перевёл название дословно – «черная смерть», позднее оно прижилось в прессе.

Ил-2 принимал участие во всех боевых сражениях времен войны, в том числе и в самой переломной битве на Курской дуге.
На тяжелом штурмовике Ил-2 воевали в рядах советской армии четыре женщины-летчицы: Тамара Константинова, Анна Тимофеева-Егорова, Мария Толстова и Лидия Шулайкина. За свои подвиги в небе они были награждены высшими званиями, орденами и медалями за отвагу и преданность Родине.

В 2017 году в Новосибирске в воздух поднялась ожившая легенда – восстановленный руками умельцев из Новосибирска самолет Ил-2. С тех пор он неоднократно демонстрировался в различных авиашоу.

Еще по теме:

В предвоенные годы, когда популярен был лозунг «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех», Ильюшин считал своей главной задачей создание низколетящего бронированного штурмовика и стремился к тому, чтобы самолет был максимально прост в изготовлении и эксплуатации.

Ил-2 был достижением авиационной науки своего времени. При его проектировании Сергей Владимирович реализовал выдающуюся конструкторскую идею: броня должна не только защищать, но и работать вместо обычного каркаса планера, что позволяло значительно снизить вес машины.

Благодаря простой технике пилотирования, мощному вооружению, неуязвимости от огня наземного стрелкового оружия, а частично и от огня малокалиберных зенитных пушек, Ил-2 стал основной силой советской фронтовой авиации. «Самолет-солдат», «Илюша» – так ласково называли его бойцы.

Самый массовый боевой самолет в истории, Ил-2 прошел большой путь – от прототипов до самолета поля боя, поражающего наземные цели всех типов. Его конструкция и тактика применения со временем совершенствовались, но неизменным оставалось одно: если над немецкими позициями появлялись «летающие танки», враг в ужасе стрелял из всего, что было, в надежде остановить неизбежный опустошительный удар.

«Ил-2 – русское чудо, звездный час Ильюшина, потому что в мире не было равного этому самолету, потому что конструктор нашел оптимальное сочетание всех составляющих, единый комплекс боевых и наступательных средств: массы брони и боевой нагрузки, мощности пулеметно-пушечного вооружения и защиты задней полусферы, маневренности, скорости, дальности полета и боевой живучести. Ил-2 можно назвать произведением искусства», – писал летчик, поэт Феликс Чуев.

Сергей Ильюшин называл его «летающим танком», пилоты-истребители люфтваффе – «бетонным самолетом», а советские летчики благодарили конструктора за спасенные жизни. Их письма, которые хранятся в музее Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина, – это дорогая реликвия и важные страницы истории Великой войны.

«Уважаемый Сергей Владимирович! В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1942 году, мне довелось производить посадку на самолете Ил-2 на крупный еловый лес, т. к. самолет был над целью подбит противником. Описывать, как производил посадку, не буду. Но на высоте половины деревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревьями обрезало крылья, после чего самолет носом ударился в землю. Броня, также как и в бою, спасла мне жизнь. Бесконечно благодарен Вам за Ваш Ил-2, благодаря которому обязан Вам жизнью. Случись это на другом самолете, безусловно, мне не пришлось бы писать эти строки… С уважением к Вам, бывший летчик Борисов Федор Алексеевич, г. Ангарск-24».

За создание Ил-2 Сергей Ильюшин был отмечен сразу двумя Сталинскими премиями. Это редкий случай в истории СССР, когда автору за одну и ту же работу присвоили премию дважды.