5 мая 1978 года на территории ОКБ был открыт памятник штурмовику Ил-2.
Во время Великой Отечественной этот самолет воевал в составе 33-го гшап и был сбит истребителями противника 5 марта 1943 года. В 1970-х новгородские спортсмены-авиаторы, летая в районе Крестцев, увидели на болоте Невий Мох лежащий там Ил-2. Штурмовик при помощи Ми-10К был перевезен на близлежащий аэродром, а затем доставлен на реставрацию в сборочный цех опытного производства «Ильюшина». Все работы по перевозке, восстановлению самолета и созданию памятника Ил-2 велись под личным контролем В. К. Коккинаки.
Архитекторами памятника стали Д. А. Калинин и начальник КБ-8 Д. В. Жуковский. Работу возглавлял директор завода А. В. Шапочников, участвовали главный инженер В. А. Юдин, главный технолог В. Н. Крысин и рабочие высочайшей квалификации.
Когда был изготовлен и установлен пьедестал, оставалось при помощи подъемного крана поднять и закрепить сам самолет. Продольная ось машины должна была совпадать с направлением стрелы памятника. Казалось, что Ил-2 находится на взлете. Когда кран подвел самолет к стреле, он немного накренился, как будто находясь в левом вираже. Все присутствующие в один голос закричали – так оставить. Что и сделали. Смотришь и видишь, что штурмовик атакует цель.

(фото Бориса Корзина)

#Ил2 #Ильюшин

Ещё по теме:

Авиационный комплекс им. Ильюшина

75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Летчики, штурманы, воздушные стрелки, воевавшие на ильюшинских самолетах, труженики тыла, создававшие для фронта эти машины, внесли весомый вклад в общую Победу над врагом. И прежде всего им, их мужеству и отваге, выдержке и стойкости обязаны Ил-2 и Ил-4 своей славой легендарных самолетов.
Среди многочисленных государственных наград Сергея Владимировича Ильюшина особенно выделяются два военных полководческих ордена Суворова I и II степеней. По статусу ими награждались военачальники, под чьим руководством разрабатывались крупнейшие фронтовые и армейские операции. Главный конструктор Ильюшин не командовал армиями и фронтами, он был награжден этими орденами за созданные под его руководством боевые самолеты – бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4, штурмовики Ил-2 и Ил-10, – сыгравшие огромную роль в разгроме гитлеровской Германии.
Был отмечен и труд коллектива ОКБ. За выдающиеся заслуги по созданию высококачественных новых типов боевых самолетов в 1942 году предприятие было награждено орденом Ленина, а в 1944-м – боевым орденом Красного Знамени. Эти высокие государственные награды приравнивали карандаш конструктора к штыку бойца на фронте, а результаты труда коллектива – к победе в интеллектуальном сражении с вражескими создателями боевой техники.
Сегодня мы по-прежнему работаем для того, чтобы небо России было мирным и безопасным, а наша страна – успешной и процветающей. Давайте еще раз с благодарностью вспомним о тех, кто своим героизмом на фронте и в тылу приближал этот великий майский день. Давайте сделаем это, чтобы никогда не забыть, что мы, наследники победителей, в силах преодолеть любые невзгоды.
С праздником! С Днем Победы!

#Ил #75летПобеды