✈️ Airbus опубликовал концепцию создания к 2035 году самолетов с нулевыми выбросами за счет перехода на водородный двигатель. Многие сразу вспомнили проект Ту-155. Так что это был за проект, который мог, но не совершил революцию в мировом авиастроении?

Ту-155 по сути был не типом воздушного судна, а названием летающей лаборатории для начавшихся еще в конце 1970-х работ по испытанию силовой установки на базе криогенного топлива.

Один из трех штатных двигателей на самолете Ту-154 заменялся на экспериментальный производства самарского КБ академика Н. Д. Кузнецова. Первоначально в качестве топлива (начиная с первого полета 15 апреля 1988 г. ) использовался сжиженный водород (температура до −253°C). В 1989 году самолёт переоборудовали на сжиженный природный газ (температура −162°C), который в итоге показал даже большую эффективность.

В результате испытаний выяснилось, что несмотря на некоторое снижение аэродинамических качеств "водородного" самолета, он, тем не менее, имеет существенные преимущества в сравнении с "керосиновым" по запасу топлива на примерно 70% и по массе самолета - на 40%, достигнутые за счет высокой теплотворной способности водорода.
Если бы не развал Советского Союза, скорее всего, испытания на летающей лаборатории Ту-155 были бы завершены, двигатель доработан, и мы бы получили другой облик авиастроительный отрасли. Однако история пошла другим путем.

После нескольких лет безуспешных попыток продолжить работу 23 апреля 1994 г. вышло постановление Правительства РФ № 368 "О создании грузопассажирского самолета Ту-156 с двигателями НК-89, работающими на криогенном газовом топливе", однако профинансировано оно не было. В итоге к разработке двигателей и самолетов целевого назначения для совершения грузовых и пассажирских перевозок так и не смогли приступить.

Результаты испытаний Ту-155 легли в архив, но основные отчеты были в итоге переданы разработчикам Airbus. Поэтому когда мы будем летать летать на иностранных "водородных" аэробусах, вспоминайте, что в их создание свой вклад внесли и советские инженеры. . .

Alexey Minin
Малая авиация Калининграда