По вопросу оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии площадки для установки контейнера дан ответ Председателем Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Г. П. Хованской.

Многие граждане сегодня сталкиваются с аналогичной проблемой, поэтому публикую ответ полностью.

Ответ на обращение в Государственную Думу ФС РФ
12 март, 09:40
№ 3. 23-25/156

Мною рассмотрено Ваше обращение по вопросу оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии площадки для установки контейнера.

Обращаю Ваше внимание на то, что я не обладаю полномочиями разъяснять федеральное законодательство, равно как и его применение. Согласно
Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех)
разъяснение норм любого федерального законодательства может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься, подписываться и
обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов. В связи с этим, по интересующему Вас вопросу я могу лишь высказать свое мнение, которое заключается в следующем.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В плату за коммунальные услуги входит плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 134 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2. 1. 3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Как Вы указываете в своем обращении, такая площадка возле Вашего жилого дома не организована.

По моему мнению, в приведенной Вами ситуации из-за невыполнения региональным оператором обязанности по размещению контейнеров на контейнерной площадке,
либо по предоставлению пакетов или других емкостей, в случае отсутствия контейнерной площадки в населенном пункте (пункт 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации), потребитель лишен возможности соблюсти пункт 10 указанных Правил, т. е. разместить твердые коммунальные отходы в контейнерах или других емкостях, предоставленных региональным оператором.
Как следствие, он не может пользоваться услугами по обращению с твердыми коммунальными отходами и вправе приостановить исполнение своего обязательства по их оплате (пункт 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, частью 151 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором. Таким образом, отсутствие места накопления твердых коммунальных отходов исключает ответственность регионального оператора за данную услугу, а значит, он не вправе требовать ее оплаты.

Дополнительно информирую Вас о том, что в настоящее время правоприменительная практика по изложенной Вами ситуации складывается в пользу потребителей (определение Верховного Суда РФ от 02. 03. 2020г. № 309-ЭС20-971 по делу № А76-11522/2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21. 10. 2020 г. № 10АП-12565/2020 по делу № А41-22011/2020, постановление Арбитражного суда Московского округа от 19. 03. 2020 г. № Ф05-2935/2020 по делу № А41-71603/2019).

Председатель Комитета Государственной Думы
по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Г. П. Хованская

Людмила Емельяненко