Память

Символично, что улицы, названные в их честь, находятся рядом друг с другом, проложены параллельно в старой части города…

На улице Чаплыгина нет высотных зданий. На одной ее стороне находятся симпатичные 2-х этажные каменные дома, утопающие в палисадниках, на другой – разбиты садовые участки с деревянными строениями. Просто удивительно, как они могли сохраниться в наше время. И в новом генплане удержались на своем месте. . .

Повезло же хозяевам! Иметь дачу в черте города – это настоящая экзотика в 21 веке.

По неширокой дороге достаточно нечасто проскакивают автомобили. Можно идти по дороге не опасаясь помешать транспорту. Спрашиваю подростка, идущего навстречу: « А что ты знаешь о Чаплыгине?» « Это знаменитый ученый!» - уверенно отвечает. Однако это все, что он знает. Сказать – маловато, ничего не сказать…

Начало большого пути

Сергей Чаплыгин родился 5 апреля ( 24 марта по старому стилю) 1869 года в городе Раненбурге, ныне город Чаплыгин Рязанской области. Отец будущего ученого служил продавцом в лавке. После его кончины в 1871 году мать с тремя детьми переехала в Воронеж. Окончив в 1886 году Воронежскую гимназию с золотой медалью, Сергей поступил на физико-математический факультет Московского университета. Во время учебы Чаплыгин создает свой первый научный труд по гидродинамике «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости». Это исследование было представлено в 1980 году Чаплыгиным в качестве дипломной работы. После ее успешной защиты, по рекомендации Николая Егоровича Жуковского, Сергей Чаплыгин был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1894 году он становится приват-доцентом Московского университета.

Славное продолжение

Первые труды ученого, созданные под влиянием Жуковского, относятся к области гидромеханики. В них он дал геометрическую интерпретацию законов движения твердых тел в жидкости, открытых в ряде исследований русских и иностранных ученых. В 1898 году защитил магистерскую диссертацию с научной работой « О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости». В 1903 году защитил докторскую диссертацию « О газовых струях», в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях. Эта работа положила начало новой отрасли механики – газовой динамике, сыгравшей в дальнейшем огромную роль в развитии авиации. С 1893 года преподавал физику в женских средних учебных заведениях, в Московском высшем техническом училище и Московском инженерном училище. С 1901 года - профессор механики на Московских высших женских курсах, а с 1903 года – профессор Московского университета по кафедре прикладной математики. В 1905 – 1918 годах – директор Московских высших женских курсов. В 1911 году Чаплыгин покинул Московский университет вместе с большой группой профессоров, в знак протеста против деяний министра просвещения Кассо. В этот период времени Чаплыгиным написаны учебники «Механика системы» и « Пропедевтический курс механики». В 1910 году ученый выступил на заседании Московского математического общества с докладом, в котором показал, как можно подсчитать циркуляцию при обтекании крыла потоком воздуха. Эта работа имела огромное практическое значение для только что начавшей зарождаться авиации. В 1914 году выполнил исследование « теория решетчатого крыла». В нем Чаплыгин определил, что крыло в виде жалюзи обладает большей подъемной силой и более устойчиво в полете, чем сплошное крыло такого же размера. В этой фундаментальной работе Чаплыгин заложил основы теории обтекания решеток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчета винтов, турбин и других гидравлических машин.

Новая жизнь

Сергей Чаплыгин, после Октябрьской революции, остался в стране и посвятил всю свою дальнейшую жизнь развитию отечественной науки. В годы гражданской войны профессор Чаплыгин работал в Комиссии по артиллерийским опытам при Главном артиллерийском управлении РККА и в научно-экспериментальном институте путей сообщения. В 1917 – 1922 годах вновь был профессором Московского университета, но оставил его для концентрации на научной работе. В 1918 году в Москве создается Центральный аэрогидродинамический институт ( ЦАГИ). Чаплыгин становится одним из его ведущих научных сотрудников.

Преемник Жуковского

В 1921 году, после кончины основателя и первого руководителя ЦАГИ Н. Е. Жуковского, Чаплыгин назначается главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ ( 1921 – 1930 годы). В 1928 – 1931 годах – директор ( начальник) ЦАГИ.

В это время им написаны исследования « К общей теории крыла моноплана», « Схематическая теория разрезного крыла» и многие другие. Труды Чаплыгина стали основой для решения задач о дозвуковых течениях и позволили разрешить основные проблемы, связанные с работой крыла при больших дозвуковых скоростях, и другие проблемы современной аэродинамики. Он решил ряд сложных задач аэромеханики и авиации, которые во многом способствовали развитию теории устойчивости крыла самолета в полете. Им впервые были выведены формулы для неустановившегося движения крыла – на взлете и посадке, что имело большое значение для практической аэродинамики.

За выдающиеся научные достижения в 1926 году Чаплыгин был избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР, а 12 января 1929 года – академиком АН СССР.

Послесловие

С 1933 года он был председателем группы техники АН СССР, с 1937 года председателем комиссии по гидромеханике АН СССР. В тридцатых годах работы ученого приобретают более прикладной характер. В 1931 – 1941 годах он руководил созданием крупнейших аэрогидродинамических лабораторий ЦАГИ. В начале 30 – х годов под руководством Чаплыгина и его ученика М. В. Келдыша проводились исследования по теории флаттера, использованные позже при конструировании скоростных самолетов. С 1940 года академик Чаплыгин являлся председателем проблемной комиссии ЦАГИ по газовой динамике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1941 года « за выдающиеся научные достижения в области аэродинамики, открывшие широкие возможности для серьезного повышения скоростей боевых самолетов и в день 50-летнего юбилея научной деятельности» академику Сергею Алексеевичу Чаплыгину присвоено звание Героя Социалистического труда.

С. А. Чаплыгин стал первым отечественным ученым – Героем Социалистического труда.

Во время Великой Отечественной войны исследования Чаплыгина по теории дифференцированных уравнений, работы по изучению сжимаемости воздуха, разработанные им совершенные формы ряда элементов самолетов и серии профилей крыла позволили значительно повысить боевые качества советских самолетов. В октябре 1941 года вместе с институтом Чаплыгин уехал в эвакуацию в Новосибирск. До последних дней своей жизни ученый занимался научной деятельностью. Он умер в Новосибирске в возрасте 73 лет от внезапного кровоизлияния в мозг.

Академик Чаплыгин награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени. Лауреат премии имени Н. Е. Жуковского.

В честь великого ученого в 1948 году город Раненбург переименован в город Чаплыгин. В Москве установлен бюст ученого. Имя С. А. Чаплыгина носят улицы в городах: Москва, Новосибирск, Жуковский, Железнодорожный. А также кратер на обратной стороне Луны.

Улица Чаплыгина, в городе Жуковском, находится между улицами Пушкина и Фрунзе. Три знаковых фигуры в истории России. Пушкин, Фрунзе, Чаплыгин. Такие разные, самобытные, навсегда ставшие вехами российской истории. Об этом и многом другом хорошо думается при пешеходной прогулке по тихой улочке, носящей имя академика с мировой славой, одного из создателей авиационной науки, ученика и сподвижника Николая Егоровича Жуковского.

Сергей МУРАВЬЕВ