Один из "Волчей стаи"

Город Жуковский славен своими главным героями — летчиками — испытателями. Благодаря им путевку в жизнь на аэродроме ЛИИ им. М. М. Громова получили все самолеты, которые были созданы в Советском Союзе. И пусть сегодня Россия в разы сократила производство самолетов, то что сейчас производится в стране испытывают жуковские летчики. Об одном из них сегодня наш рассказ. Урал Назибович Султанов.

Начало пути

Родился Урал Султанов селе Никифарово Альшеевского района Башкирской АССР.

В 1967 году окончил Казанское суворовское военное училище, потом Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. После училища Султанов был направлен в ЛИИ им. М. М. Громова. В 1978 году окончил Школу летчиков-испытателей им. А. В. Федотова. С 1978 года работал летчиком-испытателем Летно-испытательного центра ЛИИ МАП. В 1981 году Урал Султанов окончил вечернее отделение факультета самолетостроения Жуковского филиала Московского авиационного института, получив специальность инженера-механика.

Я — летчик

Более 20 лет Урал Назибович Султанов учил самолеты летать.

В его активе исследования двигателей самолетов МиГ-21 и МиГ-23 на критических режимах и высотах. Он разрабатывал тактику боевого маневрирования и элементов воздушного боя на самолетах МиГ-21 и МиГ-23. Участвовал в государственных совместных испытаниях по проверке совместимости пилотажно-навигационного комплекса и системы автоматического управления самолета Су-27. В начале 80-х годов Султанов проводил испытания лазерной системы фотографирования завихрений воздуха на крыльях на самолете Су-9 на больших углах атаки. Чуть позже Урал Назибович принимал участие в прочностных испытания самолетов Су-27, Су-25, МиГ-31 и Су-24, двигателей самолетов МиГ-29 и Су-24.

Летом 1992 года Султанов проходил подготовку и участвовал в показательных полетах на выставке «Мосаэрошоу-92». Выполнял на самолете Ту-154 снижение по крутой глиссаде и высший пилотаж на предельно малых высотах на самолете МиГ-29.

Пять лет Урал Султанов проработал на должности заместителя начальника Школы летчиков-испытателей ЛИИ по летной службе. В школе, которая открыла перед ним бесконечное воздушное пространство.

В 1997 года Урал Назибович Султанов, во время двух полетов на спарке МиГ-25, установил два мировых рекорда по максимальной высоте горизонтального полета без груза в классе самолетов до 35 тонн и самолетов свыше 35 тонн, а также 8 мировых рекордов по скорости набора высоты (3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 23 км). Командиром экипажа был Иван Анатольевич Пышный, а Урал Султанов летал вторым пилотом.

Космос

Урал Назибович Султанов, один из тех, кого называли «Волчья стая» - команда летчиков -испытателей, которая готовила к полету легендарный «Буран» и которую возглавлял Герой Советского Союза Игорь Волк.

В 1978 году он участвовал в отработке системы и принципов управления посадкой «Бурана», снижающегося по крутой глиссаде, на самолете Ил-18. В 1979 - 1980 годах участвовал в эксперименте «Иммерсия», который заключался в исследовании воздействия невесомости на технику пилотирования. После недельной гидроневесомости выполнял посадку на Ил-18 (1979) и на Су-7 (1980) по крутой глиссаде.

В феврале 1982 года Султанов был отобран для работ по программе «Буран». А через полгода был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем. 29 декабря 1982 года Урал Назибович прошёл врачебно-экспертную комиссию, а 25 января 1983 года получил окончательное заключение ГМК о годности к спецподготовке и приказом МАП №213 от 25 апреля 1983 года был зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей.

С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С 1987 года проходил подготовку по программе «Буран», в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолетах МиГ-25 и Су-7У, по аэродинамике приближенных к «Бурану».

В 1988 году Министерство авиационной промышленности планировало сделать Султанова вторым пилотом дублирующего экипажа «Бурана» для первого пилотируемого полета.

Так же он готовился к пилотированию МиГ-25 при встрече «Бурана» после первого орбитального полета и был дублером Магомеда Толбоева.

В начале 90 — х Султанов участвовал в летной подготовке французских космонавтов и летчиков по программе пилотирования воздушно-космических самолетов. В 1991 был инструктором Жан-Лу Кретьена, в 1992 году - Жан-Пьера Эньере и летчика Ги Мито.

В 1997 году Уралу Назибовичу Султанов было присвоено звание Заслуженного летчика — испытателя.

Людмила Луговская