Подмосковье: джаз, выступления Аркадия Шилклопера. Начинал в Доме пионеров, сейчас выступает на большой сцене на радость своим поклонникам.

Аркадий Шилклопер не раз уже выступал в Подмосковье, его знают местные любители джаза и любят принимать, к примеру, в Доме ученых ЦАГИ подмосковного Жуковского. Он обычно давал здесь концерты вместе с другими музыкантами, а на этот раз приехал один и «на глазах и ушах» публики превращался почти что в биг-бенд. Он «делает» музыку на сцене: сам себя записывает и себе подыгрывает (техника сейчас позволяет творить такие чудеса).

Духовик-универсал, Шилклопер владеет и залихватски импровизирует на валторне, флюгельгорне, разного размера и скрученности трубах и, наконец, на совершенно не закрученном альпийском роге.

А началось все с альтгорна в духовом оркестре московского Дома пионеров, куда Аркадий попал по воле родителей в шестилетнем возрасте. Семья была не очень обеспеченной: папа – такелажник, мама работала на заводе, поэтому основным мотивом было то, что оркестр каждое лето бесплатно выезжал в пионерские лагеря и ребенок был там, что называется, под присмотром.

В 1967 году Аркадий поступил в московскую военно-музыкальную школу, где серьезно занялся валторной. Потом «гнесинка». Еще в студенческие годы придя в оркестр Большого театра, проработал там несколько лет в составе духового квинтета (Bolshoy Brass Quintet). Параллельно с занятиями в институте учился в Московской экспериментальной студии музыкальной импровизации (ныне Московский импровизационный колледж). И начались джазовые опыты: дуэты, трио с разными составами инструментов, вокалистов и известных джазменов. С 1992 года Аркадий начал давать сольные концерты. С 1998 года он все чаще использует в своих выступлениях редчайший для импровизационной музыки инструмент – альпийский рог, становится одним из лучших в мире импровизирующих на нем исполнителей. Для Шилклопера вообще любой новый инструмент – что новая игрушка: сразу возникают идеи, хочется придумать что-то необычное.

Инструментов в арсенале музыканта много, они все «родственники», из которых валторна остается любимой. Альпийский рог – это род валторны, с тем же строем и тембром – такая развернутая, «растянувшаяся» валторна. Лучшие исполнители на этом инструменте – валторнисты. Причем профессиональных исполнителей на рогах единицы, в России вообще один Шилклопер. А любителей много, за рубежом, конечно. Среди них, например, в Альпах Аркадий встречал учителей, лесников и директора мебельного магазина. Все четыре альпийских рога, владелец которых Шилклопер, сделаны швейцарскими мастерами из благозвучной ели. «Разбросал рога по свету! – говорит Аркадий. - Один – в Германии, другой – в Швейцарии, третий – в Москве, четвертый – со мной».

Любой музыкальный инструмент требует постоянной работы, а духовой особенно: нельзя пропустить ни дня, сразу чувствуешь, что нарушается то самое «перманентное дыхание», которое необходимо.

-Через джаз я обрел ощущение солиста. В джазе я почувствовал себя свободнее, - объясняет Аркадий, почему он, в общем-то успешный академический валторнист, ушел в джаз. Конечно, импровизация, которой он так мастерски владеет, – большая привилегия джаза. Хотя Шилклопер любит подготовленную импровизацию – компровизацию, в отличие от большинства джазовых музыкантов, которые считают, что импровизация должна рождаться на сцене.

Концерт в Доме ученых был целым путешествием по музыкальным стилям и разным странам. В этой музыке – от «чмоканья» в корну да каччио (охотничий рог) до космических звуков альпийского рога – можно бесконечно фантазировать, и образы приходят сами собой: шум ветра, всхрапывание коня почему-то в тумане… В «Девственном океане» слышатся загадочные звуки природы или это пересечение миров? И вдруг в этом мало ведомом такое родное – наша «Барыня», новая композиция на тему русской народной песни, правда, в совершенно необычном ритме.

Все же талант в большой мере определяет такое его качество, как неожиданность. Неожиданностей от Шилклопера только и жди! Он, к примеру, как-то неожиданно для своих поклонников сыграл на академическом музыкальном фестивале "Моцартиана" нота в ноту самый знаменитый из валторновых концертов Моцарта. А еще на сайте минского интернет-журнала «Джаз квадрат» он несколько лет ведет рубрику музыкального юмора, где собирает и публикует выдуманные и реальные истории о музыкантах и музыке. А еще – готовит новую программу с Даниилом Крамером, с которой мы их и ждем с нетерпением!

Ольга Карелина