Улица, на которой я живу

Вполне возможно, что не каждый житель Жуковского знает о ее существовании. Находится эта улица на самой окраине города – на границе Жуковского и поселка Кратово.

30 лет назад были построены две 14-этажные башни около ветки детской железной дороги и горисполком решил выделить их в отдельную улицу. Над названием долго думать не стали – новая улица получила имя «Малая Железнодорожная».

В настоящее время она называется улица Гринчика. Гораздо более подходящее название для авиаграда. Алексей Гринчик - летчик, работал в нашем городе. И жил в доме, который находился в послевоенное время на этом самом месте. А многие ли знают, каким Алексей Николаевич был человеком, благодаря чему вошел навечно в историю не только авиаграда Жуковский, но и всей отечественной авиации? За какие подвиги его трижды награждали орденами Ленина, дважды – Отечественной войны 1 степени, медалями и похоронен на Новодевичьем кладбище?

Будущий героический летчик Алексей Гринчик родился в городе Зима Иркутской области 26 декабря 1912 года.

«Ты кто по национальности?» – спрашивали его. И Алексей всегда отвечал: «Сибиряк».

Родился будущий летчик в самой обычной семье. Мать Софья Фроловна была домохозяйкой. Отец Николай Антонович работал кондуктором на железной дороге. По воспоминаниям сестры Надежды, с раннего детства Алексей помогал дома по хозяйству. Рубил дрова, возил с реки воду, помогал отцу косить сено, следил за порядком во дворе. Особенно любил пасти гусей около реки Ухтуйки с друзьями. Здесь же они и купались, и играли в лапту, в футбол. Кроме того, Алексей увлекался переплетом книг. При этом в качестве переплетного станка использовал обычную табуретку. В свободное время катался на коньках, на санках, любил ездить на велосипеде. Охотно учился в школе, которую окончил с отличием.

Окончив школу поступил в Иркутский авиационный техникум. А потом стал студентом Томского политехнического института.

Летом 1932 года Алексей приехал в Москву.

Вот что о том времени он впоследствии рассказывал своей жене Дине: «Мне в Москве все вокзалы знакомы. Знаешь, как я сюда приехал? Слушай… Из дому я удрал. Ребята собрали двенадцать кусков сахару, две буханки хлеба и пятьдесят рублей деньгами. Приехал, у меня сатиновая косоворотка, рапсовые штаны. И пошел поступать в МАИ. Решил обязательно в МАИ, потому что где трудно – там интересно. Ты понимаешь меня? Пока экзамены сдавал, ночевал на вокзалах, на всех по очереди, на одном нельзя: заметят, подумают – вор. Учился и работал. Тоже на вокзалах грузчиком, носильщиком. Ящики грузили, оборудование. Когда везло, арбузы выгружали. Из первых заработков часы сестре послал, отцу денег, сто пятьдесят рублей. Хотелось мне перед ними в блестящем виде появиться…»

А сдал он зачеты и экзамены сразу за три курса института. Поэтому способного абитуриента из Сибири сразу зачислили на четвертый курс Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе на факультет самолетостроения.

Обучаясь в МАИ, в 1934 – 1937 годах Алексей не только разгрузкой – погрузкой на вокзалах занимался, но и работал расчетчиком – прочнистом в КБ С. В. Ильюшина.

Тогда же, в 1935 году окончил аэроклуб МАИ. Сохранилась его фотография, сделанная в тот день, когда он окончил аэроклуб. Алексей снимался специально для своих родителей. Надо было, чтобы они увидели, что он уже летчик и что он прыгал с парашютом, и что сапоги на нем хромовые, и что он при часах. У юного Гринчика на комбинезоне – парашютный значок. Чуб торчит из-под шлема, очки-консервы сдвинуты на лоб, взгляд картинно-героический. Штанины поддернуты так, чтобы снизу видны были блестящие сапоги гармошкой. В левой руке – кожаные краги, рука чуть вывернутая, лежит на бедре. И хоть неудобно ее так держать, зато часы видны…

Будущему героическому авиатору – 23 года от роду. Кажется – вся жизнь впереди, долгая и счастливая! А оставалось той жизни только десять лет…

В 1936 году окончил МАИ. Со следующего года – инженер ЦАГИ. Окончив летную школу, имевшуюся при институте, до 1941 года был летчиком – испытателем ЦАГИ. В апреле 1941 года Гринчика переводят в созданный тогда Летно-исследовательский институт. Здесь до войны он работает с Та-3 (тяжелым многоцелевым истребителем).

С июля 1941 года – участник Великой Отечественной войны. Первые месяцы служил летчиком 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО Москвы). В январе – марте 1942 года был летчиком, заместителем командира эскадрильи 237-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт). Совершил 29 боевых вылетов. Сбил лично – два и в группе – четыре самолета противника. После чего был отозван с фронта и вновь вернулся в поселок Стаханово.

С мая 1942 года работал испытателем в ЛИИ. С 1943 года – заместитель начальника ЛИИ по летной части. Провел испытания И-220, БОК-15, Ме-109 Е на штопор, СК-2 на штопор, Та-3 на штопор и устойчивость, Ил-6 на устойчивость, Ще-2 на штопор и устойчивость. С 1946 года трудился в ОКБ А. И. Микояна. Поднял в небо и провел испытания И-300. Участвовал в испытаниях МиГ-8 «Утка». Всего за время своей работы Алексей Гринчик освоил 120 типов летательных аппаратов. Участвовал в испытаниях 14 опытных самолетов, на четырех из них являлся ведущим летчиком-испытателем.

11 июля 1946 года погиб при испытании опытного образца реактивного истребителя МиГ-9.

Через 15 лет после гибели Гринчика писатель и журналист Анатолий Аграновский посвятил ему повесть «Открытые глаза». По ней в 1963 году режиссер Татьяна Лиознова (впоследствии автор кинохитов «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны») сняла художественный фильм «Им покоряется небо». Алексея Гринчика (в фильме Колчина) сыграл суперпопулярный в то время актер Николай Рыбников…

Улица Гринчика в городе Жуковском давно уже имеет не два дома, как было это когда-то. Построены еще высотные дома по этому адресу. Открылся ресторанчик, имеется свой магазин, работает здесь и парикмахерская. Живет улица Гринчика нормальной жизнью, расширяется, вполне динамично развивается.

Есть в нашем городе много улиц, названных в честь прославленных летчиков. По заслугам увековечены имена Чкалова и Гарнаева, Гагарина и Федотова, Станкявичуса и Грищенко, многих других. И Алексея Гринчика. . .

Алексей Гринчик, рожденный еще при царе в далеком сибирском городке, в простой семье железнодорожника, проживший, к сожалению, очень короткую жизнь, по праву занимает в истории отечественной авиации свое достойное место. Его именем названы две улицы. В городе Жуковском, а также на Малой родине – в городе Зима Иркутской области.

Сергей Муравьев