Счастливый человек Алексей Григорьевич Бахарев? Конечно! Многим придется или захочется отмечать такой юбилей, как 80-летие, на любимом рабочем месте? Ему и в этот день удалось «остаться в строю», в своей родной школе - восьмой.
- Теперь дал и себе и другим клятвенное заверение, что уйду на пенсию по-настоящему. Понятно ведь, что пора заканчивать - надо молодым браться за руль, - обещает директор школы № 8.
- Но если бы можно было вернуться на исходные позиции, я все равно пришел бы в образование. Сколько себя помню, всегда с удовольствием возился с младшими, организовывал сверстников. После окончания сельской семилетки сразу поступил в Зарайское педагогическое училище. Когда ученики загорновской школы, куда я получил направление после училища, начали называть меня Алексеем Григорьевичем, мне было всего 19.
Вскоре - это был 1948 год - Раменский гороно направил меня в школу № 1 города Жуковского. Директор В. Ф. Бельке порадовался, что в начальной школе появился мужчина. Но проработал я там только 5 лет. А потом вызвали в гороно и в приказном порядке, помимо моей воли, направили в вечернюю школу завучем, затем директором. Следующий приказ уже из военкомата - ехать работать в Германию в советскую школу. Четыре года преподавал там русский язык и литературу, был завучем и директором.
- Вам, наверное, часто приходилось выполнять волю партии?
- Я 57 лет состою членом КПСС. А в то время дисциплина - не только партийная, но и общегражданская - была жесткой. В 1960 году я вернулся из-за границы, и меня направили в недавно открывшуюся школу № 8. Два года проработал завучем, а затем до 68-го директором. И опять – вызывает меня председатель горисполкома и сообщает о решении перевести меня на место заведующего гороно. Чем же там занимаются? Передавали мне дела 31 августа поздно вечером, но неожиданно погас свет. «Что ж, вот тебе ключи, вот сейф, а утром придешь – сам разберешься». И разбирался. Главной задачей была помощь, содействие учебному процессу, а здесь всегда меня выручало главное – знание школы.
Через год с небольшим опять новость – вызывают в Мособлисполком. «Вы сельскую школу знаете? Нам нужен заместитель заведующего Мособлоно, знающий сельскую школу». Это ж в масштабах области! Тем более чисто административная работа! Попытался отнекиваться, но беседа была жесткой. Через день в комитете партии разговор еще короче: «Вы коммунист? Значит - надо. У нас нет времени долго размышлять, вас уговаривать. Надо - для дела». Опять чуть больше года проработал, как вызывают в министерство и предлагают перейти в главное управление школ. Пытаюсь объяснять: знаю только школу, опыта административной работы очень мало, хотя скоро как 20 лет работаю в образовании. «А нам как раз нужны те, кто хорошо знает школу». И как я ни упирался, под белые ручки привели к министру. С одной стороны, все время я шел по восходящей линии, на повышение, с другой – всякий раз все происходило в спешке, против моей воли, поэтому всегда испытывал чувство опасения за новое дело.
- Педагогика и административная работа теперь знакомы вам одинаково хорошо. Что больше вас согревает?
- Когда идешь на урок, ты видишь результаты, плоды своего труда. Понимаешь, что восприняли ученики, а что пролетело мимо ушей. Работа с детьми считается трудной, нервной, но административная работа еще нервнее: там редко испытываешь удовлетворение и многое зависит не от тебя. Когда в 88-м я ушел из министерства на пенсию, Жуковский гороно предложил мне опять административную должность, но я упросил направить меня в школу и три года с удовольствием учительствовал в школе № 13. После административной суеты работа школьного учителя была отдохновением! Потом учителя восьмой, которые знали меня еще с 60-х, все же уговорили взять свою школу. Дай, думаю, поработаю еще 2-3 годика. А они вылились в 17 лет!
- Поскольку вы осознанно приняли решение об уходе, наверное, заранее готовили преемников?
- Да, есть преемники, которых я подготовил по многим вопросам. Вот только по одному направлению не вижу замены. Это пионерская организация. Хотелось, чтобы преемник был убежденным сторонником работы с пионерией, комсомолом, проводил воспитательную работу через эти организации, оправдавшие себя в свое время. В связи с переменой общественного строя, к моему глубокому сожалению, ни комсомол, ни пионерия нашему высокому начальству стали не нужны.
Я убеждал родителей воссоздать работу этих организаций. Разговаривал не где-то в кулуарах, а на общих родительских собраниях и всякий раз слышал в ответ: мы боимся за судьбу своих детей. Если Ельцин не постеснялся расстрелять Верховный Совет, то с детьми-то расправиться вообще ничего не стоит. Опасались неизвестности - чем это может обернуться для ребят после окончания школы? Я работал с родителями и убеждал их 10 лет, пока общим собранием в 2001 году, наконец, было решено создать пионерскую и комсомольскую организации в школе. Надо заметить, что никто из наших бывших пионеров и комсомольцев от «репрессий» не пострадал.
- Сейчас пионерия и комсомол – совсем другие организации.
- Да, они изменились и количественно, и качественно. Государство им теперь не помогает. Мы не просто варимся в собственном соку, еще нам и палки в колеса вставляют. Красные галстуки нервируют многих. Пионеры и комсомольцы восьмой школы не намерены устанавливать Советскую власть в Жуковском – что же так раздражает? С моей точки зрения, город занял по отношению к нам просто реакционную позицию, хотя ничего по сути дела взамен не предлагает. В отсутствие сейчас детских организаций пионерия может сыграть организующую роль и в повышении качества учебы детей, и в воспитании достойных граждан страны.
Несмотря на сложности, пионерская жизнь в нашей школе продолжается и ряды пионерской организации пополняются. 5 мая ученики 4-х классов побывали в мемориальном комплексе в Горках Ленинских, и экскурсия произвела на них глубокое впечатление. Этих ребят накануне Дня пионерии, 18 мая, будут принимать в пионеры на Красной площади. И это событие остается в их памяти на всю жизнь.
- На Красной площади побывать приятно, знаменитых людей увидеть и послушать интересно и полезно. Но ведь молодежная организация должна жить и работать каждый день.
- Пионерия – это детская организация с замечательными традициями. В ней ребята занимаются настоящими полезными делами, учатся коллективизму, взаимопомощи, ответственности, воспитываются в духе общечеловеческих ценностей. Пионеры помогают отстающим, участвуют в отряде юных инспекторов дорожного движения, собирают макулатуру, занимаются интересными и полезными для себя и других делами.
Говорят, что школа должна быть вне политики. Но это иллюзия - школа вне политики все равно невозможна. Посмотрите учебники истории – их иногда просто стыдно читать! Выбор для изучения литературных произведений, материальная помощь детям из малоимущих семей и многое другое – определяются государственной политикой. И государству не должно быть безразлично, в какую организацию попадет его будущий гражданин – к скинхедам или в пионерию.

Уважаемый Алексей Григорьевич! Поздравляем Вас с большим юбилеем! Пусть Ваш последний учебный год счастливо завершится! А в школе № 8 сохранятся начатые Вами традиции!

Ольга Карелина