За Великой Китайской стеной. "Я продукт собственного производства. "

Товарищ Хуан Цян, переводчик, 25. 08. 2016 г.

Рядом с государственной границей Китая мне приходилось бывать несколько раз, но перейти её не представлялось возможным. А очень хотелось посмотреть изнутри, что делается в Поднебесной сегодня, в начале ХХI века. И моя мечта сбылась благодаря моему монгольскому другу, Довчину Нямаа, с которым я знаком уже 25 лет. В качестве старшего эксперта компании "НОКО Co. , Ltd. ", возглавляемой Д. Нямаа, я и научный консультант компании О. Г. Ерёмин провели в Китае три дня.

В первый день, сразу после прибытия в Пекин (продолжительность прямого рейса 6 ч. 45 мин. ), нас ожидал сюрприз. Встречавший нас в аэропорту Д. Нямаа сообщает нам, что переговоры с китайскими фирмами начнутся завтра, а сегодня мы поедем смотреть Великую Китайскую стену. Не заезжая в Пекин, мы выехали на китайском «Мерседесе» по ровному, как аэродромная полоса, шоссе в предместье Бадалин, где Великая Китайская стена наиболее близко проходит от столицы (в столице Португалии Лиссабоне 7 июля 2007 года были названы новые 7 чудес света, в которые и вошёл этот древний памятник архитектуры Китая). Как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Несмотря на жару и высокую влажность, тысячи китайцев вместе с иностранными гостями ежедневно приезжают сюда с одной целью – прикоснуться, пройтись и поклониться великому творению своих предков, а после с чувством гордости вернуться в повседневную достойную жизнь. С места прибытия мы на фуникулёре резко поднимаемся вверх, до начала маршрута по этому чуду света. Прогулка по этому инженерному сооружению требует физических сил и терпения, но и стар и млад стараются подняться повыше, до промежуточной сторожевой башни. В отдельных местах угол подъёма доходит до 35 градусов не по ступенькам, а по пандусу. Наблюдаю такую сцену: 4-летний китайский малыш на «своих четырёх» покоряет очередной подъём среди плотной массы людей под присмотром бабушки, которая периодически старается поднять его на руки, чтобы на него кто-нибудь случайно не наступил, но как только она отрывает внука от дорожного полотна стены, он поднимает такой протестный крик, что бабушка снова его опускает, и он, довольный, продолжает путь наверх, как Маугли. Такой упрямый бутуз, точно, многого добьётся в современном Китае…

Длина стены точно не определена. По одним предположениям, свыше 6 тысяч км, по другим - около 21 тысячи км («Википедия»). Высота стен 6 метров, а с зубцами, как на кремлёвской стене, 9 метров. Ширина у основания 6, 5 метра, а по гребню 5, 5 метра. Начало строительства этого уникального сооружения – III век до нашей эры. В настоящее время отреставрирован небольшой участок, расположенный вблизи Пекина. И всё-таки на странице газеты невозможно рассказать о мощи этого сооружения. Это чудо надо увидеть своими глазами.

Экскурсия подошла к концу, и мы покатили по хайвею в Пекин. В процессе движения из окна авто мы не увидели ни одного разрушенного или брошенного строения, как это бывает у нас. Мы видели китайские грузовые машины различной грузоподъёмности, туристические автобусы, спецтехнику, а также все легковые иномарки, собранные в Китае, строительство многоэтажных жилых домов, производственных корпусов. Устроились в 4-звёздной гостинице, в районе четвёртого автокольца. В черте почти 22-миллионного Пекина построено 6 кольцевых автодорог. С дороги, как водится, вкусили китайской разнообразной кухни и отправились спать, поскольку из Москвы мы вылетели в ночь, а спится в самолёте плохо.

Второй день – день деловых переговоров с китайскими компаниями. Цель нашей поездки – установить взаимовыгодное сотрудничество с китайскими компаниями, заинтересованными в улучшении экологии на предприятиях цветной металлургии, конкретно на медеплавильных комбинатах. Экологическая обстановка в промышленных районах Китая пока не соответствует существующим мировым стандартам по содержанию в воздухе вредных газов, таких как двуокись серы, сероводород, хлор и другие. В СССР в середине 60-х годов в институте «ГИНЦВЕТМЕТ» под руководством Ерёмина О. Г. была разработана и внедрена на Норильском горно-металлургическом комбинате технология по утилизации двуокиси серы из отходящих газов плавильных агрегатов и получению из них серы. После известной перестройки новое руководство ПАО «Норникель» приняло решение усовершенствовать эту технологию, но при помощи западных компаний, отказавшись от своих. Монгольская компания «НОКО» пригласила меня и Ерёмина О. Г. в качестве экспертов по продвижению этой технологии на китайском рынке. С китайской стороны в переговорах участвовали две компании –«China Aluminium International Engineering Co. , Ltd» и «China Nerin Engineering Co. , Ltd». С информацией выступил Ерёмин О. Г. С русского языка на китайский переводил китаец, директор международного отдела компании «Nerin» Хуан Цян. Он сел рядом со мною и мне удалось в перерывах поговорить с ним. Два момента я запомнил надолго из нашей беседы. На мой вопрос, где он изучал русский язык, товарищ Цян ответил очень оригинально: «Я продукт собственного производства». Оказалось, что он язык выучил самостоятельно. Покажите мне в нашем городе человека, который самостоятельно выучил китайский язык! На приёме после переговоров мы опять оказались рядом за круглым столом. Около тарелки лежали палочки, которыми китайцы очень ловко едят даже рис. На мой вопрос о том, в каком возрасте его сын начал есть при помощи палочек, он ответил, что в два года. Вот такие они, современные китайцы. В итоге переговоров китайские специалисты из компании «Nerin» попросили нас прислать им технико-коммерческое предложение на опытную установку по получению серы из отходящих серосодержащих печных газов мощностью 100-200 кубических метров в час.

Третий день был посвящён знакомству с Пекином, вернее, с отдельными достопримечательностями. Ворота Тяньаньмэнь и одноимённая площадь формируют центр города. С севера к ним примыкает Запретный город - бывшая резиденция китайских императоров. К западу от Тяньаньмэнь расположена правительственная резиденция Чжунаньхай. По площади можно пройти пешком только по праздникам, в остальные дни можно её только проехать на машине. Площадь названа в честь первых ворот Запретного города, которые находятся здесь. Это один из символов Китая – большое красное здание в традиционном китайском стиле с портретом Мао Цзэдуна на фасаде. Нам переводчик рассказал о надписях слева и справа от портрета. На левом плакате написано: «Долгая жизнь Китайской Народной Республике». На правом написано: «Долгая жизнь единству народов всего мира». Мавзолей Мао Цзэдуна, Дом всекитайского народного собрания, современный оперный театр поражают своими размерами. Двигаемся на машине к пешеходной улице типа улицы Старый Арбат в Москве, но с китайским размером. Море китайцев разбавлено туристами из разных стран. Много молодёжи. Магазины на любой вкус с мировыми брендами. Уезжаем из центра в специализированный магазин «Шёлковый рынок», в котором раньше покупали товары наши челноки. Сегодня это громадный торговый центр элитных бутиков и цены соответствующие, и челноков наших почти нет. Китайцы не только хорошо собирают у себя MERSEDES, BMW, VOLVO, но и шьют одежду по лицензиям мировых кутерье. Говорят, что скоро это закончится. Китаю «надоело» быть мировой фабрикой. Стоимость труда растёт в Поднебесной, а значит, и растёт себестоимость продукции. Возможно, весь ширпотреб повезут к нам из других стран, если сами не начнём делать всё хорошо. К нам уже поступает высокотехнологическая продукция из Китая.

Жизнь в Москве не отражает жизни в России, так и жизнь в Пекине отличается от других городов Китая. Но Китай показывает всему миру, что он может работать при плановой экономике достаточно эффективно. В июле этого года китайцы изготовили самый большой в мире телескоп с диаметром зеркала 500 метров. На наш рынок пришли китайские смартфоны. Вот у кого нам надо учиться и брать пример, чем раньше, тем лучше. Сегодня китайская экономика самая быстроразвивающаяся в мире. Недаром страны G20 соберутся 4-5 сентября именно в Китае.

Барков М. А.

В Рабочий Полдень.