Ранее местные СМИ не раз рассказывали читателям о проведенном ремонте в Жуковской ГКБ. Поэтому повторяться не будем и перейдем к весьма «больному» вопросу: дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО).

В недалеком прошлом Жуковский работал по простой схеме: лекарственным обеспечением льготников занималась формулярная комиссия ГКБ, деятельность которой контролировал медицинский отдел городской администрации. При этом финансирование шло через главу города, и «мы решали, куда направить финансовый поток, чтобы максимально удовлетворить потребности граждан. Правда, например, в 2002 году на обеспечение всех категорий льготников имелось всего-навсего 8 миллионов рублей. Было трудно, жалоб много, однако проблемы на самых узких направлениях удавалось решать», - вспоминает руководитель городского здравоохранения.
2005 год стал переломным в жизни больных россиян, которые, наконец, поверили, что смогут жить, а не существовать. В декабре 2005 года в стране была принята программа ДЛО. Тогда объем лекарственного финансирования Жуковского резко увеличился - до 46 млн. рублей, что позволило в значительной степени обеспечить льготников лекарственными препаратами. Как говорят сами пациенты, впервые здравоохранение повернулось к ним лицом.
Однако в 2007 году программа дала сбой. Объемы обеспечения лекарствами в Жуковском сократились до 38 млн. рублей. В первом полугодии 2008 года заявки составили в пределах 18-19 млн. , во втором – по федеральной льготе 13, 5 млн. , по региональной – 5 млн. Это при том, что и стоимость лекарств значительно возросла… Кроме того, возникли сложности такого плана: если в прошлом году от льготного лекарственного обеспечения (соцпакета) отказалось 30% граждан, имеющих федеральную льготу, то в нынешнем – уже 53%. Взамен они ежемесячно получают по 423 руб.
В связи с возросшим количеством «отказников» финансовая квота Жуковского уменьшилась с 4 млн. руб. в 2005 году до 1, 8 млн. в 2008-м. А так как в общей сумме средств нет индивидуальных денег, то именно столько город теперь получает на лекарственное обеспечение всех льготников Жуковского, не отказавшихся от ДЛО.
В 2008 году российская программа дополнительного лекарственного обеспечения претерпела структурные изменения. Отдельно обозначен список из семи тяжелых заболеваний, при которых для поддержания жизни нужны очень дорогие препараты. В Жуковском всего 37 человек, относящихся к этой категории больных. Это больные, перенесшие пересадку органов, страдающие серьезными гормональными расстройствами и некоторыми тяжелыми заболеваниями крови. Целевое финансирование данной категории больных взято на особый контроль и осуществляется из федерального бюджета.
«Государство взяло на себя обязанность финансировать обеспечение лекарственными препаратами в определенных рамках, которыми располагает в настоящее время, и требует от медработников жесткого индивидуального подхода к претендующим на ДЛО», - объясняет инвалидам Анатолий Кузнецов. Одним словом, государство не берет на себя обязанность обеспечить бесплатными лекарствами всех льготников.

В 2006-2007 годах аптека № 76, занимающаяся льготным отпуском лекарств, обслуживала около 500 рецептов в день, в 2008 году – не более 20.

Конечно, каждый больной считает, что его болезнь самая серьезная, опасная, важная и только ему должны быть выписаны бесплатные лекарства. Во избежание различного рода эксцессов, среди нуждающихся в лекарствах выделены четыре приоритетные категории: онкологические больные, диабетики, больные, имеющие психические заболевания и астматики. Расходы на каждого такого больного - от 10 тыс. рублей до 30 тыс. и более в месяц. В этом году данная категория больных выделена отдельно и взята под особый контроль городской и областной врачебными комиссиями, а также фармацевтическим управлением Минздрава Московской области.
Кроме того, чтобы продлить разрешение на получение лекарственных препаратов такие больные раз в полгода обязаны подтверждать свое заболевание в областных или федеральных лечебных учреждениях. Особенность заключается в том, что больных четырех вышеназванных категорий в Жуковском всего 10-12%, а тем, кто нуждается в корректировке сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, глаз и органов слуха – более 85%. Тем не менее, денег на лекарства для этих четырех категорий уходит 85 - 90%, а последним - оставшиеся. В эту систему заложен принцип солидарной ответственности: если одному больному выдали лекарства на 5 тыс. руб. , значит, другие десять ничего не получат.
К тому же еще и лекарства в аптеки не поставляются в нужном объеме. «К сожалению, наши возможности заключаются лишь в том, чтобы своевременно представить соответствующие документы и выписать лекарственные препараты. Влиять на процесс увеличения финансовой и натуральной квот ни один из таких городов, как Жуковский, не может», - объясняет Анатолий Васильевич.
Что касается региональных льготников, то здесь ситуация лучше, поскольку у губернатора есть возможность влиять на процесс внутри области.

Мнения экспертов

Юрий Митин ветеран здравоохранения:

- Несколько лет назад Правительством РФ принят закон № 131 о разграничении полномочий между федеральными, областными и муниципальными властями. В соответствии с ним с муниципальных образований снята функция обеспечения населения лекарственными препаратами. Нам сказали: «Поскольку вы этим не должны заниматься, то и денег не получите. Это прерогатива областной и федеральной властей». Но людям-то идти больше некуда, кроме как к городской власти. Даже если город хочет помочь, то не имеет права, да и денег у него на это нет. Что может городская администрация? Только просить Минздрав Московской области, чтобы он обратился в Минздрав РФ с просьбой увеличить стоимость соцпакета и расширить список медикаментов. Ведь если первоначально этот список включал в себя 2, 5 тысячи наименований, то сейчас всего 360, и из него убраны самые эффективные, но дорогостоящие лекарства. Не врачи виноваты, что инвалиды не получают лекарства, это сделал 131-й закон.

Анатолий Кузнецов, начальник медицинского отдела администрации г. Жуковского:

- Думаю, больные с социально значимыми категориями заболеваний, которые уже взяты на контроль, так на контроле и останутся. А так как нет возможности также жестко контролировать остальные категории больных, то, возможно, они потихоньку будут добавляться к тем 53% отказников от соцпакета и получать деньги на лекарства. Конечно, сумма в 423 рублей будет увеличена. Предполагаю, до 700 - 800 рублей

Василий Прозоркевич, участник войны:

- Прослушав всех, я понял: мы брошены. Существует закон: ветераны и участники войны должны обеспечиваться бесплатными лекарствами. Но я не получил их ни разу ни в прошлом, ни в этом году. В понедельник был у врача, мне выписали лекарства, а в аптеке бесплатных нет. Почему так получается? Потому что смешали в одну кучу коней и людей. Если в первую очередь лекарствами обеспечивают диабетиков и других тяжелых больных, это правильно. А как же участники войны и боевых действий? Они остаются без лекарств. Мы их не получаем. Значит, закон нарушается, нас потихоньку вывели из списка. Я считаю, руководители медицинских учреждений должны обратиться в высшие органы власти и требовать, чтобы выделяли средства на лекарства для участников, ветеранов и инвалидов войны.
Я понимаю, как тяжело работать медикам, но многие вопросы в поликлинике недоработаны. Почему на медкнижках перестали писать «участник войны»? На прием к врачу я, участник войны, не могу пройти без очереди - не пускают. Пусть медсестра собирает карты, а потом вызывает в кабинет.
Неудобно, что лекарства нужно получать в поликлинике ЦАГИ и срок действия рецепта только 1 месяц. Обеспечение лекарствами сосредоточили в поликлинике ЦАГИ. Зачем вывели из городской? Надо бегать туда, добиваться лекарства. Мне выписали, я постоянно ходил, смотрел, лекарства не было. Потом глядь - один день просрочил. Заставили выписать новый рецепт. Такого отношения быть не должно.
Так что руководителям от медицины, городской администрации и Совету ветеранов есть над чем работать.

Альбина ГОЛУБКОВА