Сергей МОРОЗОВ, Президент Фонда «Стратегического Продвижения «Сталинград-Волгоград-регион»:

…С 1990 года, будучи директором рекламного агентства, я начал задумываться о поиске путей решения вопросов, связанных с развитием городов Волгоградской области, и, как следствие - вытекающих из этого путей развитие региона. Однако, вначале мои попытки найти уникальные технологии, применимые к развитию российских городов, оказывались тщетными. Я анализировал скуднейшие материалы по данной теме, писал статьи.

До массового употребления таких слов как «стратегия», применительно к развитию городов, большого рынка, вступления в ВТО на унизительных условиях ещё было далеко, но уже тогда я вызывал у чиновников скептическое удивление своим представлением о развитии городов и регионов. Прошло почти тридцать лет, и теперь большая часть чиновников и партийно-профессиональных депутатов вызывают у меня удивление, что за тридцать лет они продвинулись только в том, что чаще стали употреблять слово «стратегия».
Ну, а мне за это время пришлось побывать депутатом Горсовета, советником главы администрации города по вопросам развитиЯ города, дважды баллотироваться на пост главы администрации города в качестве самовыдвиженца, а также занимать другие должности, а по партийной линии стать лидером партийной городской организации. Но мне не повезло, главой я не стал.

Цель всегда была одна: реализовать свою авторскую концепцию стратегического развития и стратегического продвижения совокупных интересов моего родного города Волжского и Волгоградской области в целом, при достижении которой достигалось явное превосходство благосостояния жителей Волгоградской области относительно других регионов России.

Работая над своей авторской концепцией, я стал осознавать, что реально никто в стране не может помочь достигнуть процветания каждому конкретному городу или региону, кроме людей, проживающих в данном конкретном регионе (городе).

У Путина, как у главного по стране, есть «свои» территории и свои «любимчики», которым он в той или иной форме, по той или иной причине содействует всеми возможными в его распоряжении ресурсами. Ясно, что не все города и регионы могут быть в этом благодатном перечне.

Ни в регионе, ни в стране не появились авторитетные структуры в виде институтов, которым можно было бы, положа руку на сердце, доверить свой город или регион с целью разработки долгосрочной программы развития.

Развитие городов - дело рук самих городов, и ждать манну с неба бесполезно, кроме тех случаев, когда заинтересованные руководители территорий сами ищут конторки типа «рога и копыта» (в прошлом, - это МИНРЕГИОН РФ, сегодня этим могут заниматься и АСИ- Агентство Стратегических Инициатив и так далее…. Контор, которые лоббируют данные темы перед губернаторами и мэрами много в стране и за очень большие и часто бюджетные деньги для публичного позиционирования, что, дескать - вот она, долгожданная стратегия нашего города! Через некоторое время те же руководители начинают искать новые конторки и новые формы оплаты по тем же лекалам с той же целью - продемонстрировать ещё более новейшую стратегию, которая выведет территорию ещё на более недосягаемую и благодатную высоту. Не исключено, что на следующий год будет ещё более новейшая стратегия. Этот процесс повторяется с завидной периодичностью – до появления очередного губернатора, который начнет поиск новых контор «рога и копыта», а главы городов последуют его примеру.

Учитывая любовь губернаторов и глав городов (Волгоградской области) к постоянным поискам новых шаблонов по «развитию» городов, легко убедиться в том, что моя авторская работа не будет ими востребована до тех пор, пока она будет бесплатна и не принесет им определенные дивиденды. Герою России, губернатору Волгоградской области господину Бочарову не интересны местные наработки, так как он убеждён, что нигде в России нет более лучшей и передовой стратегии, чем стратегия, спущенная сверху из Москвы от лиц, которых он знает лично, и кому доверяет. Аналогичная ситуация со стратегией и в городе Волгограде, о которой так же лучше всех знает сам глава администрации г-н Лихачев.

Не имея никаких шансов реализовать мою авторскую концепцию ни частично, ни полностью на практике, я начал переформатировать её содержание в формат книги, с условным названием: «Пособие для губернаторов по продюсированию городов».

Бывая в Москве на всевозможных форумах, заседаниях, комитетах, круглых столах в академиях, Госдуме, Совете Федерации, в Общественной палате, в ТПП, и т. д, имея личные встречи практически со всеми руководителями общественных институций, ассоциаций, конгрессов и союзов, имеющих прямое отношение к развитию территорий от села до регионов, экспертами и авторитетами мнений по развитию территорий, руководителями специализированных СМИ, у меня уже давно сложилось представление, что и по сей день города и регионы не развиваются по своим местным и авторским концепциям стратегического развития. Любые продекларированные долгосрочные планы администрациями городов и регионов России, размещенные на официальных сайтах городов и регионов, выданные за стратегии развития, практически копируют друг друга с незначительной погрешностью.

Имея свое авторское представление о развитии городов и регионов, я решил очень коротко и тезисно обозначить несколько аспектов, которые считаю самыми главными в начале пути по развитию городов и регионов.

Прежде чем обратить внимание читателей на свои главные тезисы, я сознательно подчеркиваю несколько пунктов, с которых я бы НЕ НАЧИНАЛ создавать концепцию стратегического развития города или региона и даже не употреблял и не произносил следующие формулировки, которые НЕ считаю имеющими отношение к развитию территорий, во всяком случае на первом этапе развития территории, а именно:

-Стратегия долгосрочного социально-экономического развития (и до 2020, и до 2050 г. г)
-Концепция социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (4-5 лет)
-Создание условий для благоприятного проживания
-Создание механизмов для привлечения инвестиций

Даже если в данных декларациях будут указаны цели, методы, средства достижения целей, этапы и механизм реализации, исполнители и их функции (контроль, ответственность и т. п. ) и эффективность: количественные и качественные показатели, это не будет являться концепцией стратегического развития территорий. Это будет не больше чем написанный план освоения бюджета региона на конкретный календарный срок. Все перечисленные выше тезисы войдут в концепцию в разных формах и видах, но не доминирующей составляющей, а локальной частью единого стратегического сценария развития города и региона, и не более.

…Вот как я формулирую основные тезисы:

ГЛАВНЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ:

Основополагающие аспекты, на которых конструируется концепция стратегического развития и стратегического продвижения совокупных интересов любой территории.

1. Стратегическая идея (главная тема города, региона), которая должна стать вектором пути развития и продвижения территории.
2. Менеджмент территории под задачу (структурируется исходя из концепции развития).
3. Переформатирование взаимодействия всех структур власти, отраслей, бизнеса и сфер услуг (не нарушая базовых законов, во всяком случае, на стадии разработки концепции).
4. Концепция и сценарий стратегического РАЗВИТИЯ совокупных интересов территории.
5. Концепция и сценарий стратегического ПРОДВИЖЕНИЯ совокупных интересов территории.
6. Технология вовлечения всех жителей территории, заинтересованных персон и организаций, как потенциальных агентов и партнеров территории и предприятий в единый сценарий развития данной территории.

Любой другой аспект, даже такой как инвестиции, не входит в данный перечень, потому что не является главным. Он, как и все другие аспекты развития территории, заложен в эти шесть пунктов как одна из составляющих.

Данный перечень аспектов являются ключевым блоком, без которого нельзя называть любой из сценариев развития территории концепцией стратегического развития, - это как машина без двигателя, колёс или топлива. Выключи одно звено из цепочки перечисленных аспектов, и концепция стратегического развития будет несостоятельной. Это будет имитация и просто набор локальных направлений, которые в отдельности не принесут желаемых результатов территории.
Нужно помнить главное, и это настолько главное, что даже своей сутью не может войти в перечень аспектов, так как перечень аспектов- - это в некотором смысле инструментарий, а главная задача любой концепции, любого проекта, любой задачи общества и власти - это повышение благосостояния непосредственных участников сценария данной концепции, которыми и являются все жители, легально проживающие на данной территории.

На первом месте именно благосостояние, а не благоприятные условия для проживания, что во все времена и на всех территориях властям больше всего нравится, так как за обустройством всегда стоит задача освоения бюджета, поиск инвестиций в том числе, и возникновение таких понятий как откат, кумовство и коррупция.

Из послания Президента России В. В. Путина Федеральному собранию от 16 мая 2003 г. говорится:

«Наши цели абсолютно ясны:
Это высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной. Это зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это укрепление позиций России в мире, а главное, повторю, значимый рост благосостояния граждан.
Сегодня мы лучше знаем собственные возможности. Знаем, какие у нас ресурсы. Понимаем, что в достижении названных целей может нам помешать. И активно модернизируем государство, добиваясь соответствия его функций современному этапу развития России, этапу, обеспечивающему существенно более высокий уровень жизни».

В краткой цитате Президента В. В. Путина трижды подчеркивается значимость личного благосостояния граждан.
Это лишний раз подчеркивает важность человеческого фактора, как и важность создания условий для реализации возможностей как каждого в отдельности, так и в корпоративном аспекте.
Чтобы адаптировать цитату из послания Президента России к любому городу и Региону, необходимо осознать, что экспансия на внешний и внутренний рынок совокупных интересов жителей территории важнее внешних инвестиций в регион.
В настоящее время руководящий состав территорий, от руководства селом до руководства страной, ещё не осознали смысловые понятия относительного развития территорий. Кто только не произносит слово «стратегия» применительно к своим территориям, не отдавая себе отчет, что стратегия, - это не концепция со своим содержанием, а лишь действия. . . , технология. . , движение. . , а что оно двигает, подавляющее большинство и не задумывается.
Часто главы регионов и городов бравируют, что у них есть стратегия развития их региона.
На вопрос: «Что вы планируете развивать?», они ответят - регион, или перейдут к перечислению локальных задач, но как может стратегия развивать, если нет содержательного насыщения, они ответить не могут.
План - не концепция!И стратегия - тоже не концепция!

Концепция (программа) имеет содержание, а чем насыщена стратегия?

Власть, произнося слово стратегия, вероятно имеет ввиду: развивать то, чем они командуют, то есть придать некую продюсерскую технологию тому, что имеется в наличии. Вероятно - это лоббирование интересов производителей, брендинг территории, пиар власти или будущих бюджетных трат на те или иные инфраструктурные объекты. В этом случае власть вполне соответствует собственным декларациям о том, что у них есть стратегия, то есть план освоения бюджета. То есть, есть то, что есть в наличии, и теперь «это» нуждается в стратегии, то есть в действии (в реализации), но без концепции.
Нельзя же называть имеющийся в наличии территории потенциал концепцией, так как потенциал -это лишь перечень.

Между имеющимся потенциалом территории и стратегией должно быть звено в виде содержания, которое называется программой, но эта прослойка отсутствует у глав администраций регионов и городов. На сегодняшний день руководители территорий позиционируют то, чего нет.
Планы, мечты власти и стратегия реализации планов, - это не концепция развития.

Тогда спрашивается, что вы стратегируете? Самих себя и имеющийся в распоряжении территории потенциал? Ну, так этот потенциал был и раньше, до появления так называемых стратегий развития.

Нынешние главы территорий думают, что заменив слово план на стратегию, они смогут обмануть ситуацию, или руководители-предшественники действующих руководителей городов и регионов ничем не занимались потому, что не знали, как произносится слово стратегия?
К месту можно привести известный афоризм: Надо не делА правильно делать, а правильные делА.

Ездить на работу и даже быть на ней - этого ничтожно мало. Это даже работой нельзя назвать. Даже если руководители администраций перестанут ездить на работу, процесс текучки не остановить. Процесс текучки практически стабильный. Нужно развитие, но развитие без идеи быть не может. В любом случае, вначале идея (как в бизнесе), а уже потом по этой теме разрабатывается концепция стратегического развития, вместе со стратегией (технологией) ее развития и продвижения, и уже после всех исследований и наработок форматируется менеджмент и подбирается команда. После - стратегия и тактика.

Если нет идеи, то что будет тем самым, что называется главной территориальной товарной продукцией, которая насытит программу? Идея территории, в совокупности с интересами и потенциалом региона, с сформулированными личными интересами всех жителей территории, сценарием развития территории, помноженная на выбранный вектор пути и будет являться товарной продукцией, которая превращается в концепцию стратегического развития.

При наличии концепции определяется технология её реализации, и вот здесь-то как раз к месту применяется слово СТРАТЕГИЯ, но более правильно бы звучало: не стратегия, а концепция стратегического развития, и, как следствие её, концепция стратегического продвижения совокупных интересов территории. Не может быть развитие территории не стратегическим, во всяком случае для территорий бывшего СССР, а вот городам и регионам европейских стран не требуются стратегические технологии развития и продвижения, так как их экономика не нуждается в экстренном переформатировании. Радикальность и кардинальность в преобразованиях нужна только в отсталых территориальных экономиках, какими являются все наши города и регионы.

Решать такие глобальные задачи может только тот руководитель территорий, который отдает себе отчет, что ездить на работу, и развивать регион – не одно и то же, и что решение вопроса развития «по-старинке» не приведет к ожидаемому результату.

Особо подчеркну, что на развитие территорий не влияет постоянное декларирование любви и преданности существующему Президенту В. В. Путину, не влияет даже пресловутый скудный бюджет. Бюджета любой территории всегда будет достаточно, если есть креативные мысли по развитию территории. Бюджет вообще не должен «паровозить» любые программы территории. У руководителей администраций территорий любого уровня есть всё для старта!

Главное в развитии территории - это жители территории, цена суммарного личностного потенциала, который кратно превосходит любые материальные активы любой территории, - как в России, так и в мире в целом. Допустите мысль, что в вашем городе живут 10, а лучше 110 самых богатых людей планеты, чьи личные состояния превосходят в десятки раз бюджет любого региона, и вы увидите разницу в цене личностного превосходства над промышленными активами городов России, а добавьте-ка к этой цифре ещё сотню самых популярных людей мира, которые так же живут в вашем городе!

Каким же должен быть руководитель города или региона, чтобы выявить и вырастить в своём городе, своих, местных, но в перспективе самых богатых и самых популярных людей планеты? Возможно ли такое? Возможно ли, что глава территории будет инвентаризировать жителей своей территории на предмет выявления личностного креатива, творчества (связей и возможностей), помыслов каждого, иных материальных и нематериальных активов? Наверное, ответ будет однозначным: нет.
В России каждый награжденный властью «сверху» не будет думать о территориальной соревновательности, целью которой является благосостояние всех жителей данной территории. Власти проще проявлять себя в теме благоприятного проживания. Это проще и выгодно, а главное быстро и заметно. Да и зачем, если он с ног до головы увенчан преференциями и пиаром?
Если не можешь создать своих местных миллиардеров и кумиров планеты, то заинтересуй чужих миллиардеров и кумиров быть причастным к твоей территории. Для этого не обязательно «сливать» достойные позиции территории под инвестора. Нужно иметь массу своих местных и уникальных форм завлекалок, и над этим нужно думать, и думать серьезно и креативно, пока другие территории не накреативили и не обошли вашу территорию.
Пока вы будете думать, как пролоббировать локальный проект в Правительстве, или выклянчить очередную субсидию, рынок и территориальную соревновательность никто не отменял, - в это же самое время ваш территориальный рынок стоит на месте и бездействует вместе с огромной массой потенциальных инвесторов как внутри территории, так и в мире.

Большая часть моей жизни проходит в Волгоградской области, и назвать территориального руководителя любого уровня, депутата любого уровня, общественного деятеля, который мог бы повлиять на позитивные и перспективные преобразования города или региона за последние 30-40 лет я не могу, как впрочем, таковых не знаю и в других регионах России, но даже если и знаю некоторых одиночек, то они не вовлечены в процесс развития территорий, да и самого сценария как таково нет. Есть имитации развития.

На данный момент вакансии для креативщиков по развитию территорий пустуют.
Вакансии заняты статистами, зачастую безликими.
Возможно лет через 20-30, если не произойдут страшные политические потрясения в стране и мире, они начнут активно появляться собственным, индивидуальным потенциалом и харизмой, если Россия к этому времени сохранится в своей геополитической, сущностной и исторической идентичности.

Я не хочу обидеть руководителей разных территорий нашей страны, но примера для подражания в аспекте стратегического развития территорий с учетом применения своих местных концепций развития я не знаю, но убежден, если в стране появится хоть в самой малой территории собственная концепция стратегического развития и концепция стратегического продвижения совокупных интересов территории, то вся страна об этом узнает буквально через несколько месяцев.
Тенденция на развитие важнее факта внешнего успеха. Тенденция показывает перспективы, а визуальный, инфраструктурный успех не более чем показушество, чем реальная польза территории.

В любом случае, если такую задачу начнет реализовывать руководитель города, то у него сегодня ничего не получится.
Данная прерогатива на сегодня только в руках главы региона, а будет ли он этим заниматься, это только на его совести. Не уме и возможностях, а именно совести.
По моему мнению, губернатор не должен быть главной политической, начальственной, и тем более хозяйствующей фигурой. Губернатор - это посредник между законом, федеральным центром и главами городов и районов. Он не командовать и назначать должен, а всецело содействовать всем руководителям территорий в реализации концепции стратегического развития всех территорий данного региона.

Комментарии

В целом мне ваш текст понравился. Как раз сейчас я читаю дисциплину стратегическое управление человеческими ресурсами и собираюсь излагать студентам фрагменты вашей статьи в качестве примера. Особенно мне нравится ваше суждение о том, что для области необходима главная территориальная товарная продукция, на которую сможет опереться в том числе и власть. Не бюджет, не дотации, а именно чётко определённая доходная база.

Именно на подобной базе можно будет отыскать совокупность интересов, сформировать строго необходимый потенциал региона, связать личные интересы жителей территории со сценарием развития территории в чёткой форме концепции стратегического развития.
Мне очень понравилось ваше видение концепции стратегического развития и ваше деление её на традиционную финансовую (бюджетную) часть и инновационную продюссируемую часть. Это несомненно значимый и привносимый именно вами вклад в современную науку. Я считаю так и при возможности буду это озвучивать перед учёными.

. Готов читать ваши дальнейшие тексты. Вы на правильном пути.

С уважением, Козенко Юрий.

Сергей, я прочитала вашу "концепцию". Налицо критика бывшей и существующей власти, в которую вплетена основная идея стратегии развития региона, обозначено ее отличие от концепции. Но как можно "построить коммунизм в отдельно взятом регионе", если в России вообще нет сейчас национальной идеи даже? Я понимаю вашу боль за страну, но критика существующей власти - неконструктивный инструмент перемен. Более того. Вы ничего не в силах изменить, так как все перемены, идущие сейчас в нашей стране и других - это закономерный космический процесс. С начала 90- х голов планета Земля вошла в пятую пространственную перестройку в масштабах космоса. То есть, Земля стала вращаться чуточку быстрее, и у нас наступило время перемен Мы находимся в условиях пространственно - временной скрутки. В науке это называется - пространственно - временной континуум. Вы видите, что меняется климат на планете Земля. И людьми всегда руководили природные условия проживания, а не социальные. Для создания социальных условий нужно грамотное правительство. У нас у власти масса невежд с единственным желанием - набить мошну и свалить в теплые страны. Географически и климатически Россия - страна с тоталитарным режимом ввиду сурового климата и огромной территории. Вы живете в теплом климате. Радуйтесь жизни! Производите что-то своими руками. При всем моем уважении к вашим заслугам, все ваши воззвания - буря в стакане воды. И ответьте себе на главный вопрос: Для чего? Для чего вам это надо? А потом перенесите акцент на свой Род, и начните с себя. Реализуйте свою концепцию и стратегию вначале в рамках своего Рода. Теоретиков - море. Практиков - единицы. Простите, но я так поняла ваш манифест. Не обижайтесь, пожалуйста, Сергей. К таким вопросам надо подходить всесторонне. В том числе и с научной точки зрения. И, если каждый человек начнет заботиться о свои Роде, о своих предках и потомках, то это создаст условия для процветания государства в целом. Тогда у людей начнет возрождаться чувство малой родины и ее развития, а не каких-то концепций и стратегий. Это даже слова не русские. Смерть языка означает смерть народа. В стране геноцид, а вы фигней страдаете. Начните хоть что-то возрождать на деле!
Простите, что я так эмоционально реагирую, Сергей. Но я устала читать программы и видеть негативные результаты. Ко мне на семинары приходят сотни несчастных людей, которые винят всех, кроме себя. Благодарю за адекватное восприятие
Не будет идеи возрождения российских народов, их языка, культуры, родовых традиций - все стратегии можно выкинуть в корзину. Я убеждена в этом. Мы существуем только благодаря силе нашего Рода. Все остальное - тлен. В основе всего геном.