22 мая в 1929 году после 17 обысков и арестов, многих месяцев на Лубянке, был расстрелян Николай Карлович фон Мекк - сын железнодорожного первопроходца Карла Федоровича фон Мекка и Надежды Филаретовны фон Мекк - известной меценатки Чайковского, Дебюсси, Н. Рубинштейна, Пахульских, Венявского и др.
Николай Карлович - "Энергичный и вечно деятельный" - так его описывали современники. Основной преемник железнодорожного дела отца. Прошел путь от кочегара, машиниста, причем не на "своей" дороге, кассира, смотрителя, ревизора и т. д. , до председателя Правления МКзЖД, коим был избран 1 мая 1892 года и оставался им до национализации дороги в 1918 году. МКзЖД стала при нем истинно лидирующей частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличение длинны путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников. Крупнейшая частная компания России - в 1913 году оборот 215 млн. с доходностью 15%. Украсил Москву Казанским вокзалом, на который привлек Щусева, Кустодиева, Билибина, Рериха, Лансере, Серебрякову и др. Еще до революции разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового. Будучи юристом по образованию сам разрабатывал паровозы, а в военные годы бронеавтомобили для железных дорог. В Великую войну был назначен уполномоченным министерства Земледелия по снабжению армии продовольствием - неоднократно благодарственно упоминался в письмах Александры Федоровны к императору Николаю Александровичу.
Кроме железных дорог был известен в автомобилизме - первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов. В воздухоплавании - организатор перелета СПб - Москва, заместитель Председателя Московского общества воздухоплавания, коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловозов, хозяин коннозаводов, выращивал клубнику, абрикосы и персики в Подмосковье! призер сельскохозяйственных выставок, крупнейший коллекционер живописи, руководил складами ЕИВВК Елизаветы Федоровны, которая охарактеризовала его как "честнейшего слугу царю и отечеству", был вхож к Императрице.
Оба сына офицеры погибли. Младший Аттал - в Брусиловском прорыве, старший Марк - в гражданской.
После революции не уехал, остался помогать стране развивать транспортную систему, репрессирован, расстрелян. . .
За две недели до расстрела сказал навестившей в тюрьме его дочери: ДОЧЕНЬКА, ТОЛЬКО НЕ НАДО ЗА ВСЕ ЭТО НЕНАВИДЕТЬ СВОЮ СТРАНУ.
А в семье никогда никого не винили, а всегда говорили: ЧТО ЖЕ МЫ НАДЕЛАЛИ, КАК ДОПУСТИЛИ ТАКОЕ?!
*
подробнее: von-meck. info/6
или fb. com/vonmeckinfo