Авиаконструктор, опередивший время

28 сентября, в День рождения Владимира Михайловича Мясищева, в городе Ефремов на центральной Красной площади состоялось торжественное открытие сквера его имени. В центре сквера бронзовый бюст Владимира Михайловича, подарок от ЭМЗ им. В. М. Мясищева. Помимо делегации ЭМЗ среди гостей была и дочь конструктора Мария Владимировна, делегация Жуковской школы № 11, которая вскоре будет носить имя В. М. Мясищева, КБ «Салют» ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (бывшее мясищевское ОКБ-23), представители ПАО «Ил» и МАИ.

Конструктор завтрашнего дня

14 октября исполнится 40 лет, как он ушел из жизни. Довольно большой срок. Но неожиданно его имя стало появляться в технических публикациях и звучать на научных конференциях в России и за рубежом. К примеру, в 2013 году специалисты Центра им. М. В. Хруничева предложили летать в космос на суборбитальном космоплане М-19 с атомной энергетической установкой, разработанной на ЭМЗ в 1972 году. В предложенном проекте моноблочного экспедиционного космического комплекса «используется технология опережающего проектирования В. М. Мясищева, идеи основоположника космонавтики К. Э. Циалковского и предложение Ф. А. Цандера о самолетной схеме корабля. По расчетам, десяток самолетов Мясищева с избытком бы обеспечил грузооборот Земля — Космос на весь ХХI век». Авторы считают, что современный уровень суммы технологий позволяет реализовать проект многоразового космолета, способного при массе 500 тонн совершить экспедиции на Марс, Луну и облет Венеры. Космические проекты предлагаются и с другими самолетами Мясищева.
К сказанному следует добавить, что Мясищев вместо создания прославившего страну ВКС «Буран» предлагал приступить к разработке именно космоплана М-19. Разработанный хруничевцами проект МЭКК с комбинированной атомной силовой установкой позволяет обеспечить стабильный полет и в атмосфере, и в космическом пространстве, и уверенный выход из «гравиатационного колодца». Недаром его называли «конструктором завтрашнего дня». Американский еженедельник «Аviation week» после его смерти писал: «Советский Союз в лице конструктора Мясищева потерял портфель с идеями».

Основатель семи опытно-конструкторских бюро

За свою насыщенную конструкторскую жизнь ему пришлось создать семь ОКБ, одни он создавал шагая «вверх», другие утрачивал по приказу «сверху», зачастую оставляя коллективы руководителям, использующим «личный ресурс». Лишь последнее свое ОКБ, Экспериментальный Машиностроительный завод, Мясищев заранее создал «под себя», будучи еще начальником ЦАГИ.
Первым же коллективом, который возглавил авиаконструктор, было опытно-исследовательское КБ-6 ЦАГИ. Затем КБ по переработке документации и технологии лицензионного DC-3 и создание пассажирского Ли-2, фамилия создателя для названия самолета уже не годилась, он находился в тюрьме ЦКБ-29 НКВД.
В 1943 году, после гибели В. М. Петлякова, И. В. Сталин поручает Мясищеву модернизацию и выпуск в Казани основного пикирующего бомбардировщика войны Пе-2. Одновременно за конструктором оставлялась задача отработки своего детища, бомбардировщика ДВБ-102 на заводе в Москве. В 1946 году — отстранение сразу от этих двух коллективов и взамен профессорская должность в МАИ. Но и здесь, опираясь на студентов, он разрабатывает проект будущего стратегического бомбардировщика М-4.
В 1951 году Сталин назначает Владимира Михайловича главным конструктором и поручает ему формирование нового союзного ОКБ-23 в Филях. Здесь взлетают стратегические М-4, 3М и сверхзвуковой М-50; здесь Мясищев создает проекты пилотируемых сателлоидов, так тогда называли спутники Земли; здесь зарождается проект первого «Бурана», представляющий собой ударную ракетную систему с водородным зарядом, и Мясищев становится не только авиаконструктором, но и конструктором космических кораблей.
Здесь же он перестает быть «полузеком», в 1955 году наконец приходит решение Главной военной прокуратуры о реабилитации! Возглавляя ОКБ-23, Владимир Михайлович получает от правительства впервые введенное звание генеральный конструктор, золотую звезду Героя Социалистического Труда, становится лауреатом Ленинской премии и избирается в Верховный Совет. Получают награды и мясищевцы, а само ОКБ было награждено орденом Ленина.
Несмотря на очевидные заслуги, мощное ОКБ передается В. Н. Челомею, а Мясищева отлучают от любимой работы и назначают начальником ЦАГИ. Но и на этом поприще генеральный конструктор В. М. Мясищев сумел обеспечить мощное развитие института.
Вот как по прошествии лет его работу оценил академик Г. С. Бюшгенс: «Деятельность Мясищева в нашем институте я бы условно разделил на три направления. Первое связано с усилиями, направленными на активизацию сил научных сотрудников. Второе направление — реорганизация структуры института. Третье направление — строительство новой экспериментальной базы. На каждом из них Владимир Михайлович действовал в своем ключе — энергично, целеустремленно, не боясь трудностей, порой сознательно идя на некоторые обострения». Именно здесь, в институтских кабинетах и тенистых аллеях ЦАГИ, родился у конструктора дерзкий план — создать еще одно собственное КБ, уже седьмое. И он сумеет реализовать этот план, найти путь создания своего последнего детища. В 1966 году создан ЭМЗ, через год его руководителем назначается В. М. Мясищев.
Начав практически с нуля, ответственный руководитель сумел превратить предприятие в первоклассное профессиональное ОКБ, завоевавшее авторитет как в СССР, так и за рубежом. К сожалению, из-за безалаберной экономической деятельности руководства страны ни один из своих уникальных проектов Владимир Михайлович не увидел в полете, но созданные им вместе с специалистами из нашего города самолеты позже установили 41 мировой рекорд, добавив их к 19 предыдущим.
О проекте М-19 уже сказано. Теперь М-17. Это дозвуковой высотный самолет-перехватчик, за создание которого не взялся ни один генеральный. Затем разведчик М-17РМ. Этот самолет, преобразованный в исследовательскую лабораторию «Геофизика», облетел все континенты и океаны планеты Земля, доставляя международному сообществу ученых ценнейшую информацию о состоянии атмосферы на высотах до 22 км. Знаменитый «Буран» зародился тоже в Жуковском, задолго до создания НПО «Молния» специалисты ЭМЗ и ЦАГИ исследовали модель прототипа «Бурана», выявив достоинства и недостатки разработанной компоновки.
В рамках программы «Энергия-Буран» Владимир Михайлович предложил вместо строительства завода на Байконуре модифицировать свой стратегический 3М в транспортировщик блоков ракеты «Энергия» и ВКС «Буран». Впоследствии самолету дали имя Владимир Мясищев-транспортный: ВМ-Т. Блистательное решение проблемы обошлось стране всего в 60 млн рублей, в то время как строительство завода на Байконуре требовало 10-12 млрд.
На ЭМЗ наиболее полно реализовались опережающие время идеи генерального конструктора. Его задумки простираются от самолета на воздушной подушке до межпланетных кораблей.
В Жуковском Мясищев проработал в ЦАГИ и на ЭМЗ 18 лет. В год семидесятипятилетия Владимиру Михайловичу Мясищеву было присвоено звание «Почетный гражданин города Жуковский». Его вклад в городскую жизнь очень значительный. Перечислим основное. Это строительство жилых домов и детского сада, создание более четырех тысяч рабочих мест, создание полноценного филиала МФТИ с обустроенным учебным корпусом и общежитием, мощная артезианская скважина, питающая город до сих пор и, конечно, инженерный корпус ЦАГИ, ставший визитной карточкой города.
Потому есть у нас улица Мясищева. Улицы его имени есть и в Москве, и на его родине, в тульском Ефремове. А теперь есть и сквер.

С. Г. Смирнов / сотрудник ЭМЗ им. Мясищева

http://www. zhukvesti.ru/articles/detail/42049/