Президент России Владимир Путин подписал указ о переходе Объединенной авиастроительной корпорации под контроль Ростеха, госкорпорации будут переданы 92, 31% акций ОАК. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации.

"Принять предложение правительства РФ о передаче Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции Ростех в качестве имущественного взноса РФ находящихся в федеральной собственности 92, 31% акций публичного акционерного общества ОАК", - говорится в указе.

Передача должна быть осуществлена не позднее чем через полтора года.

Проект президентского указа о вхождении ОАК в госкорпорацию "Ростех" был внесен в правительство в марте.

Комментарий газеты Коммерсантъ https://www. kommersant.ru/amp/3779633

Стартовый отсчет пойдет с триллионов
«Ростеху» придется вложить в ОАК огромные средства

Вхождение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в «Ростех» создаст гигантский авиастроительный кластер, объем выручки которого превысит 1 трлн руб. Госкорпорация рассматривается как источник финансирования крупных проектов ОАК, что должно снять нагрузку с бюджета. Но пока в «Ростехе» говорят, например, о готовности вложить в МС-21 лишь 50 млрд руб. , тогда как необходимо на порядок больше. При этом переход под контроль «Ростеха» увеличивает риск санкций для гражданских проектов ОАК.

Передача «Ростеху» от Росимущества 92, 31% акций ОАК, на которую указ президента отводит 18 месяцев, консолидирует в руках госкорпорации почти весь отечественный авиапром. Официальные комментарии чиновников, топ-менеджеров и самих госструктур весьма оптимистичны: они говорят о синергетическом эффекте, сокращении административных издержек и, как выразился глава «Ростеха» Сергей Чемезов, «концентрации усилий государства, производителей авиатехники и ее компонентов для решения стратегических задач».

При этом признается, что интеграция ОАК потребует значительных усилий и средств. Госкорпорация берет на себя серьезные обязательства, связанные с финансированием и реализацией госпрограмм и проектов, говорят в «Ростехе», в первую очередь среднемагистрального самолета МС-21. В него «Ростех» готов инвестировать более 50 млрд руб. до 2025 года.

С одной стороны, с ОАК выручка авиакластера «Ростеха» («Вертолеты России», концерн «Радиоэлектронные технологии», Объединенная двигателестроительная корпорация, «Технодинамика») превысит 1 трлн руб. , чем, по словам источника “Ъ” в отрасли, «удобно оперировать перед потенциальным инвестором». Это один из крупнейших промышленных государственных конгломератов в РФ, сопоставимый по объему выручки, например, с «Росатомом». По предварительным расчетам, совокупный эффект от интеграции ОАК в «Ростех» в период до 2025 года «может достигнуть около 120 млрд руб. », уточнил “Ъ” вице-премьер по ОПК Юрий Борисов.

С другой стороны, только МС-21 потребует сотен миллиардов рублей. Как сообщал “Ъ” 5 октября, по данным СП, общие затраты по МС-21 составят 284 млрд руб. , дефицит финансирования — 107 млрд руб. , еще 197 млрд руб. — дефицит по операционной деятельности корпорации «Иркут». По оценкам СП, на 1 сентября в проект предстояло вложить еще 279 млрд руб. и инвестировать 258 млрд руб. в переоборудование предприятий и ОКР.

По данным “Ъ”, «Ростех» рассматривается в Белом доме как источник внебюджетного финансирования ключевых проектов ОАК, прежде всего гражданских. Кроме МС-21, это российско-китайский CRC-929 и новые модификации SSJ 100, говорит топ-менеджер авиапрома. Источник в правительстве заявил “Ъ”, что «"Ростех", конечно, никто не бросит наедине с проблемами, но расчет на то, что решать их ему придется преимущественно самостоятельно». В госкорпорации признают, что «ОАК — актив непростой, ряд процессов нуждается в перенастройке», в частности оптимизация процессов управления и производства, исключение дублирования функций и оптимальная загрузка мощностей.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что интерес «Ростеха» — в росте доли комплектующих, производимых дочерними холдингами, в продукции российского самолетостроения. Важен баланс между импортозамещением, поддержкой отечественных комплектаторов и сохранением привлекательных характеристик самолетов для потенциальных эксплуатантов, в том числе зарубежных, считает эксперт. Потенциал роста эффективности связан, в частности, с кооперацией между самолето- и вертолетостроителями, говорит господин Пантелеев, приводя в пример Airbus с гражданским и военным самолетостроением, производством вертолетов, вооружения, космической тематикой.

Но проблем добавят и санкции, которые могут затронуть активы ОАК. Так, корпорации принадлежит 81, 9% ПАО «Компания "Сухой"», владеющего разработчиком SSJ 100 АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Подсанкционная госкорпорация может получить над активами ОАК эффективный контроль, который определяется в том числе через владение долями, поясняет партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. «Ростех» получает 92% ОАК, которой принадлежит ГСС, то есть будет контролировать ГСС. «В таком случае "Сухой", даже без его прямого включения в SDN-лист (черный список Минфина США. — “Ъ”), будет фактически приравнен к лицам, находящимся в нем. Это может повлиять как на будущие проекты ГСС, так и на текущие», — поясняет юрист.

Иван Сафронов, Анастасия Веденеева, Анна Занина, Ольга Никитина