Шум, создаваемый воздушными судами на местности, является одним из доминирующих факторов негативного воздействия на окружающую среду на приаэродромных территориях. Разработка низкочастотных звукопоглощающих конструкций для снижения шума двигателей самолетов — цель совместной работы четырех молодых российских (ЦАГИ) и французских (ONERA) специалистов «Исследование низкочастотных звукопоглощающих конструкций» (LoLS — Low-frequency Liners Study).

Проект получил грант имени Дени Могара в рамках Международного симпозиума «Авиационные технологии XXI века».

Грант молодым инженерам Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») Михаилу Яковцу и Максиму Ипатову и специалистам французского исследовательского центра ONERA Реми Ронсену и Фабьен Мери вручила посол Франции в России Сильви Берманн в конце ноября. На торжественной церемонии также присутствовали генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев, генеральный директор ONERA Бруно Саньон (Bruno Sainjon).

Проект LoLS сфокусирован на разработке и экспериментальном исследовании различных образцов низкочастотных звукопоглощающих конструкций (ЗПК). Конструкции используются для облицовки каналов турбореактивного двухконтурного двигателя с целью снижения шума. Ожидаемая практическая значимость исследований российских и французских ученых — подтверждение работоспособности концепции низкочастотных ЗПК для будущих двигателей со сверхбольшой степенью двухконтурности.

«Создание авиадвигателей нового поколения со сверхвысокой степенью двухконтурности порождает проблему разработки звукопоглощающих конструкций, эффективно работающих в низкочастотном диапазоне 500–1000 Гц при сохранении приемлемых размеров ЗПК. Наша совместная работа с ONERA направлена на исследование новой концепции низкочастотных звукопоглощающих конструкций. Грант Дени Могара — это отличная возможность поработать с французскими коллегами, уверен, что сотрудничество будет интересным и плодотворным для обеих сторон», — рассказал ведущий инженер отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ» Максим Ипатов.

Его коллега, младший научный сотрудник отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ» Михаил Яковец, считает, что один из важных моментов в этой работе — совместные исследования. «Присуждение гранта имени Дени Могара нашей работе открывает двери к уникальному обмену опытом между ЦАГИ и ONERA в области создания низкочастотных звукопоглощающих конструкций для перспективных авиадвигателей, накопленный здесь научный задел позволит расширить круг рассматриваемых типов ЗПК и выбрать наиболее перспективные концепции. Дальнейшее экспериментальное исследование на установках типа „интерферометр нормального падения“ и „интерферометр с потоком“ призвано обеспечить подтверждение работоспособности предложенных идей в условиях высокого уровня звукового давления и наличия скользящего потока воздуха. Кроме того, совместные параллельные измерения на установках ЦАГИ и ONERA дадут возможность повысить точность измерения, развить существующие методы извлечения импеданса, а также провести дополнительное исследование влияния параметров скользящего потока на импеданс рассматриваемых образцов ЗПК», — отметил Михаил Яковец.

Между ЦАГИ и французским исследовательским центром ONERA учрежден грант имени Дени Могара — грант, присуждаемый на конкурсной основе и направленный на привлечение молодежи к активному международному сотрудничеству в научных исследованиях. Впервые он был вручен в 2015 году за проект TOpSAMPL, нацеленный на разработку методов поиска технических решений для перспективных авиаконструкций по ряду инновационных направлений.

Источник http://www. tsagi.ru/pressroom/news/4110/