27 января 75 лет назад была полностью снята блокада Ленинграда. Позади осталась самая трагическая страница в истории города, которая унесла сотни тысяч жизней.

Почти 900 дней и ночей нечеловеческих испытаний голодом, холодом и непрерывными бомбежками. За время блокады гитлеровские войска сбросили на Северную столицу сотни тысяч авиабомб и артиллерийских снарядов.

В самое тяжелое время жители получали всего 125 граммов блокадного хлеба. Но, несмотря на все, город не просто пытался выжить — он продолжал работать. Зимой 1943 года кольцо окружения удалось прорвать. А через год в результате операции под кодовым названием «Январский гром» блокада была полностью снята. Подвиг защитников Ленинграда и его жителей навсегда вошел в историю, стал символом мужества и силы духа.

Как и 75 лет назад, вечером на Марсовом поле будет дан артиллерийский салют, а утром на Дворцовой площади состоялся Марш в честь освобождения Ленинграда. Он начался с минуты молчания в память о погибших жителях и защитниках города. В мероприятии приняли участие две с половиной тысячи военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, а также десятки единиц современной и исторической техники, в том числе легендарный танк Т-34.

С трибун за всем происходившим наблюдали ветераны. Также в мероприятии приняли участие спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Минус 18. У зрителей стынет дыхание. Но многие готовы ждать и час, и два, лишь бы увидеть воинский церемониал. Для фронтовиков и блокадников эти знамена — святыни. Подлинные штандарты Ленинградского, Карельского, Прибалтийского фронтов. 75 лет назад солдаты этих частей в такой же морозный день смели кольцо фашистского окружения, которое длилось 872 дня.

Людмила Малютина пережила блокаду ребенком. В ее памяти унылый звук бряцающей посуды — дети, которые от голода уже не могли говорить, стучали пустыми кастрюльками, молча требуя у взрослых еды.

«День снятия блокады — это не то что праздник, это такое освобождение от того, что случилось. Я, например, не представляю, как мы выжили, не представляю», — говорит жительница блокадного Ленинграда Людмила Лехницкая.

Кусочек хлеба сегодня в кармане едва ли не у каждого блокадника как напоминание о страшном голоде. Его испекли по рецепту того времени: целлюлоза, еловая хвоя и отруби. Зимой 1942 года выдавали всего 125 граммов на целый день.

«Этот хлеб сушился и сосали по кусочку, по корочке, и водой запивали», — рассказывает жительница блокадного Ленинграда Людмила Милютина.

Почти на каждом петербургском кладбище есть участок блокадных захоронений — Смоленское, Серафимовское, Волковское. Но Пискаревка — самая большая братская могила. Здесь 186 братских могил. Но точное число похороненных не знает никто — 600 тысяч, но может быть и полтора миллиона. Подавляющее большинство мирные жители. И только 3% погибли от бомбежек. Остальные — от голода.

Подвиг Ленинграда — это подвиг его мирных жителей. В четырех километрах от линии фронта Кировский завод выпускал танки. 28 сотрудников Института растениеводства умерли от голода, но спасли несколько тонн уникального зерна и картофеля. Работали национальная библиотека, театр, филармония. Дмитрий Шостакович «Седьмую симфонию» написал в блокадном Ленинграде.

Сегодня можно пройтись по одной из улиц того времени. На тротуаре противотанковые ежи, передвижной прожектор для подсветки вражеских бомбардировщиков, рупор воздушной тревоги. И подлинные, поднятые со дна Ладоги, полуторки и трехтонки «дороги жизни».

Впервые открывается «Блокадная подстанция». Здесь планируют устроить музей. Зимой 1942 года именно отсюда восстановили подачу электричества в трамвайную сеть. И город ожил. Трамвай развозил пассажиров, дрова, убирал мусор, служил эвакогоспиталем. Его точная копия сегодня тоже выйдет на линию.

А в Ленинградской области восстановили дом у «дороги жизни». Здесь проживали сразу 43 Героя Советского Союза — летчики, которые уже в первые дни войны бомбили Берлин. Смогли не только долететь до немецкой столицы и сбросить бомбы, но и без потерь вернуться назад. А в годы блокады они топили вражеские корабли в Финском заливе и на Ладоге.

В памятных мероприятиях в городе и области приняли участие делегации из 19 стран. В завершение, как и 75 лет назад, на Марсовом поле раздадутся орудийные салюты, а вечером над Невой вспыхнет красочный фейерверк.

Источник: 1 ТВ канал

Еще по теме

Чтобы помнили: Дорога жизни

«Дорога жизни» — это единственный путь, соединявший осажденный Ленинград с Большой землей. В дни жестокой блокады по «Дороге жизни» Ленинград снабжался продовольствием, топливом и боеприпасами. По ней вывозили раненых, больных ленинградцев и привозили пополнение сражающимся войскам.

«Дорога жизни» включала сухопутный участок по Карельскому перешейку с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы, затем путь продолжался по Ладожскому озеру к поселку Кобона на восточном берегу озера. Водный путь соединял также побережье в районе Вагановского спуска с Новой Ладогой и Волховом. В первой половине ноября 1941 года поверхность озера покрылась льдом, после чего связь блокированного города с «большой землей» была восстановлена с помощью ледовой дороги. Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера между Осиновцом и Кобоной, на расстоянии 20-25 км от берега, занятого противником.

Дальнейший путь от Кобоны проходил по вновь проложенной дороге на Новую Ладогу. С 10 февраля 1942 года начала действовать вновь построенная железная дорога от станции Войбокало до Кобоны. Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 тысяч тонн грузов.

«Дорога жизни» действовала с 22 ноября 1941 года до окончательного снятия блокады в январе 1944 года. Первая навигация на Ладожском озере началась 12 сентября 1941 года. С Большой земли продовольствие поступало в Волхов, затем из Волхова по реке груз доставляли до Новой Ладоги. Из Новой Ладоги переправляли груз на кораблях.

За осеннюю навигацию 1941 года было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия, горюче-смазочные материалы, боеприпасы. Эвакуировано было около 33, 5 тысяч ленинградцев.

В первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. По ней было завезено в Ленинград более 361 тысячи тонн различных грузов, в основном продовольствие — 262, 5 тысячи тонн лечебно — укрепляющие средства, важные хозяйственные товары, фуражные грузы, боеприпасы.

Эвакуировано было более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых.

За период второй навигации с 23 мая 1942 года было перевезено в обоих направлениях свыше миллиона тонн грузов. Для подачи в город горючего по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.

Всего за навигацию 1942 года в обоих направлениях было перевезено более миллиона тонн различных грузов и более 850 тысяч человек. Из города было вывезено около 540 тысяч человек. В навигацию 1942 года была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда.

С 19 декабря 1942 года возобновила работу автомобильная дорога по люду Ладожского озера, которая действовала до 30 марта 1943 года. Всего было перевезено за этот период 206 096 тонн различных грузов, в том числе продовольствия — 111 813 тонн боеприпасы, горюче — смазочные материалы и др. Из Ленинграда было вывезено 89 тысяч человек.

Санкт-Петербург Live