Легендарный советский сверхзвуковой самолет Ту-144 будет установлен в качестве памятника в подмосковном Жуковском - информирует в соцсетях. ОАК - Объединенная авиастроительная корпорация

Буксировка борта из ЛИИ им. Громова к месту расположения (пересечение улицы Туполева и Туполевского шоссе) потребовала значительных инженерных расчетов: с авиалайнера демонтировали консоли крыла, значительную часть экспериментального оборудования для снижения общей массы конструкции (который составляет порядка 80 тонн). Процесс транспортировки фюзеляжа длиной 66 метров занял более 4 часов. Для установки самолета на постамент будут использованы специальные укрепленные опоры.

В подготовительных работах принимали участие специалисты ЛИИ им. Громова и ПАО «Туполев», благотворительные фонды «Легенды авиации» и «Наше небо», а также городская администрация и волонтеры. Покраску борта осуществил Быковский завод.

Самолет с бортовым номером 77114 в свое время использовался в качестве летающей лаборатории для исследований в области создания сверхзвукового пассажирского лайнера нового поколения. Вместо прежних двигателей на Ту-144ЛЛ были установлены форсажные ТРДД НК-32.

Торжественное открытие памятника планируется накануне авиасалона МАКС-2019, в начале августа.

Комментарии

"Сегодня в нашем городе состоялось долгожданное событие - транспортировка самолёта ТУ-144 к месту его последующей установки написал на своей странице в Фейсбуке глава города Юрий Прохоров.

Мы очень долго шли к этому дню, позади остаются месяцы кропотливой и серьезной работы.

Я уверен, что ТУ-144 станет новым символом Жуковского.

Хочу выразить огромную благодарность Губернатору Московской области Андрею Юрьевичу Воробьеву, без чьей поддержки ТУ-144 никогда не обрёл бы новую жизнь.

Благодарю жителей и участников данного проекта, всех кто вложил свои силы, душу и материальную поддержку, не терял в него веру на протяжении долгого времени, депутату Государственной Думы Лидии Николаевне Антоновой, партии Единая Россия, Жуковскому аэропорту, волонтерам, которые помогали в восстановлении самолета, а также благотворительному фонду «Легенды авиации».

Это наш общий проект, наша общая заслуга.

Спасибо всем за поддержку".

Александр Савельев Хотел сегодня с утра доехать до ЛИИ, посмотреть, как будут вывозить и транспортировать до места установки корпус Ту-144. Но - проспал. Подъезжаю в 11 утра, а "Туполев" уже стоит на своём месте!

Звоню своему старому знакомому, хранителю самолетов Ту-144 на Туполевской фирме Алексею Николаевичу Амелюшкину, поздравляю с успешным этапом реализации проекта по установке самолета-памятника Ту-144, спрашиваю: когда же успели вывезти?

Отвечает: начали операцию по вывозу в 4 утра. Пришлось так рано, чтобы не перекрывать движение по загруженному Туполевскому шоссе, соединяющему Жуковский с Раменским.

По прямой от места, где ночевал самолет, до места установки было всего 200 метров. Но транспортировали его четыре часа! Дело в том, что прямо перед главными воротами ЛИИ теперь транспортная развязка. Пришлось "Туполеву" виражировать по земле вслед за буксировщиком. Ту-144 с бортовым номером 77114, когда-то летавший вдвое быстрее звука, свой последний "пилотаж" проделал на скорости меньше одного метра в минуту.

По словам Алексея Николаевича, крылья, пока что лежащие на земле по обе стороны фюзеляжа, будут присоединены к самолёту на следующей неделе. Честно сказать, Ту-144 без крыльев выглядит ещё более стремительным: словно космическая ракета.

В окне опускаемого носового обтекателя Ту-144 - флажок Благотворительного фонда "Легенды авиации", который организует проект по установке самолета-памятника. Этот флажок смотрится так, как когда-то выглядели на поздравительных открытках флажки, выглядывающие из иллюминаторов открыточных космических кораблей.

Самолет пока что стоит на временных бетонных плитах, которые фонд "Легенды Авиации" арендовал. Но на будущей неделе, наверное, ещё до присоединения к фюзеляжу крыльев, Ту-144 поставят на специальные опоры.

Посмотреть, как всё это будет делаться, мне не суждено: на этой неделе уезжаю. Завидую тем, кто это увидит и отснимет.

Хочу поблагодарить Благотворительный фонд "Легенды авиации" и его генерального директора Василия Владимировича Панкратьева, многолетнего хранителя самолетов "Ту-144" Алексея Николаевича Амелюшкина, заслуженного летчика-испытателя Валерия Федоровича Ваньшина и всех их коллег, участвовавших в очень важном и нужном деле!

Narik Karaev Самолеты всегда были для меня чем-то одушевленным. Еще с раннего детства мне казалось, что каждый из них имеет на каком-то метафизическом уровне свой характер, повадки и эмоции.

Я родился и вырос в городе авиации и потому всегда умел различать самолеты даже по отдаленному гулу, доносящемуся с аэродрома. А в геометрии фюзеляжа и кабины - угадывать настроение каждого из них. Мне казалось, что давно списанные и доживающие свой век где-то на задворках летного поля, всегда грустны. Те, которые вот-вот будут заправлены и отправятся в рейс - наоборот, производят впечатление какого-то вдохновения. А те, которым суждено стать памятниками, выглядят очень горделиво. . .

Вспомнил я это потому, что сегодня утром в нашем городе провели буксировку реально летавшего самолета Ту-144 к месту будущей установки в качестве памятника. Символично и то, что конкретно этот борт последним в своем семействе поднимался в небо.

В процессе его перемещения с аэродрома на рассвете было что-то особенное, что-то очень торжественное, что-то необъяснимо красивое и гордое.

Как будто бы на несколько часов время вернулось назад и самолет снова готов к полету. Пусть даже символическому, но все-таки полету. . .