Сегодня, 14 августа, годовщина ухода из жизни большой советской и российской оперной и камерной певицы (контральто, меццо-сопрано), педагога, профессора, солистки Большого театра СССР, народной артистки РСФСР Валентины Николаевны ЛЕВКО. А вчера она бы отмечала день рождения…
Очень замечательной, уникальной, неповторимой певицей была Валентина Николаевна. И человеком большой души, любящего сердца. Щедрая жизнь подарила мне доброе отношение Левко и её героического мужа Владимира Иосифовича. На фронтах Великой Отечественной войны он совершил 166 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, в которых сбил лично 17 самолётов противника. Трёх сбитых супостатов не хватило истребителю, чтобы получить звание Героя Советского Союза…
А с Валентиной Николаевной я познакомился чуть больше сорока лет назад. Вот выдержка из дневника. «16 апреля 1979 года, понедельник. Состоялся творческий вечер солистки Большого театра Валентины Левко для ударников коммунистического труда, за который я был ответственен от ВТО (Всероссийское театральное общество). Мария Вениаминовна Воловикова (заместитель директора Дома актёра имени А. Яблочкиной) попросила меня написать стихи по случаю. По-моему, получилось ничего. Певица, во всяком случае, аж прослезилась. Прихватил с собой Колю Горячева, коллегу по академии ВПА. Мы с ним вместе вышли на сцену. Дружок держал гвоздики с удивительной для него робостью. Всё же первый раз со мной на мероприятии подобного масштаба. После вечера, надо сказать удивительного по своей задушевности и теплоте, мы все организаторы, спустились в гримёрную, где муж Левко выставил: 12 бутылок шампанского, 3 бутылки водки и две армянского коньяку! Признаться, давно уж я не наблюдал такой щедрости выступающих у нас в ВТО актёров.
Мы познакомились с Владимиром Иосифовичем. Он оказался тоже военным (подполковник запаса). Сидели за столом рядом. Чем мог я ему в продолжение вечера помогал. Наговорились всласть».
Муж Левко оказался администратором Большого театра. Мы с ним потом поддерживали очень добрые отношения до самой смерти героя-фронтовика. Валентин Иосифович умер где-то в конце 1991 года. Никогда не забуду одного потрясающего случая. Ко мне в гости приехала болгарская подруга Петра Ходулова-Карамитрева. Гуляем с ней ещё по улице Горького. «Слушай, Мик, где-то здесь недалеко должен быть Большой театр. Мы можем его посмотреть?» - «Мы можем, Пепи, даже пойти на его спектакль. Правда, я не знаю, что сегодня идёт в Большом» - «Да ладно тебе, как у вас говорят, заливать. Я же знаю, как непросто попасть в Большой даже известным людям» - «Считай, что мы с тобой очень известные». Заскочил я в администраторскую к Владимиру Иосифовичу, рассказал ему про болгарскую подругу. «По такому случаю я дам тебе два места в директорской ложе». Пепи потом говорила мне, что временами ей хотелось себя ущипнуть – не верилось в такое везение. Увезла билеты в Болгарию, чтобы рассказать друзьям, какой у неё замечательный есть друг в Москве.
Написал я и о замечательном творчестве прославленной певица в своей газете Бакинского округа ПВО «На страже». Музыкой Валентина Левко начала заниматься с 8 лет по классу скрипки. Пела с 12 лет. Во время войны находилась в эвакуации в городе Павлово-на-Оке Горьковской области. В 1943 году поступила в музыкальное училище при Московской консерватории по классу скрипки. Во время учёбы работала в оркестрах театра миниатюр, театра имени Ермоловой. В 1948 году, после окончания училища имени Гнесиных, поступила на оркестровый факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, где получила квалификацию артиста оркестра и преподавателя по классу альта. Потом перешла в Московский академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, где дебютировала в партии Элен Безуховой (опера «Война и мир» С. Прокофьева).
В 1960 году Левко зачислили в труппу Большого театра – самый крупный творческий взлёт певицы. На прославленной сцене она спела более 23 партии. Валентина Николаевна участвовала почти во всех гастролях Большого театра по стране и за рубежом. Итальянский публицист Анджело Матаккиера после гастролей Большого театра на сцене «Ла Скала» писал: "Мы, миланцы, никогда не забудем пение и игру Валентины Левко в «Пиковой даме». Она изумительная певица и великолепная актриса". Во время ее гастролей в Берлине газета "Die Welt" писала: «Левко является певицей экстра-класса среди меццо-сопрано русской школы. Это исполнительница с прекрасно округлым, роскошным голосом, обладающим глубоким тембром и безукоризненной ровностью во всех регистрах".
Валентина Левко завершила оперную карьеру в Большом театре в самом начале восьмидесятых. Однако концертную деятельность продолжала. Выступала с сольными концертами как в СССР, так и за рубежом. Объездила многие страны Европы, Америки, Азии, Австралии. В разные годы принимала деятельное участие в международном цикле "Мастера вокального искусства" в Югославии. Занималась циклами концертов "Прекрасные голоса мира в камерном абонементе" в Западном Берлине, в благотворительном гала-концерте в пользу детей-инвалидов под патронатом принца Уэльского в Лондоне, в концертах, посвященных творчеству С. Прокофьева в Вене. Представляла России на XIV Генделевском фестивале в Галле (Германия). Газета "Фрайхайт" отмечала: "Талант артистки проявился в такой теплоте чувств, сочности и полноте голоса, что позволяет говорить о Левко как о вокальном феномене".
Творческий актив Левко чрезвычайно большой и разнообразный. Благодаря тому, что Бог послал этой женщине долгий век (умерла на 93-м году), она сумела сделать для отечественной серьёзной музыки так много, как ни одна другая оперная певица. Валентина Николаевна пела альтовые партии в Реквиемах В. Моцарта и Д. Верди, 9-й симфонии Бетховена и 3-й Г. Малера, в ораториях и кантатах И. Баха, Г. Генделя, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, О. Фельцмана, Р. Манукова, хоровом концерте № 33 Д. Бортнянского. Выступала с оркестрами под управлением К. Кондрашина, Д. Китаенко, Г. Рождественского, Ю. Темирканова, Е. Светланова, Н. Рахлина, К. Мазура, Т. Шипперса, Ю. Домаркаса, Н. Ярви, с эстрадно-симфоническим оркестром Ю. Силантьева, в сопровождении оркестра русских народных инструментов.
Она так же впервые в СССР исполнила следующие произведения: "Страсти по Матфею" И. Баха (партия альта), Реквием (на стихи Р. Рождественского) и вокальный цикл (на стихи Р. Гамзатова) Д. Кабалевского, вокальные циклы В. Бибика, Г. Дмитриева, современного американского композитора Лефлера, арии и песни Баха, Вивальди и другие.
Как оперная и камерная певица Левко выступала почти во всех крупных и значимых залах мира: Карнеги-холл, Мюзик-феррайн, Альберт-холл, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Концертный зал имени М. И. Глинки в Санкт-Петербурге, Большой зал Петербургской филармонии.
Параллельно с работой в театре и концертной деятельностью преподавала вокал в Институте имени Гнесиных. Там же руководила кафедрой сольного пения около трёх десятилетий. В классе профессора В. Н. Левко, наряду с российскими, занимались студенты из США, Греции, Югославии, Китая, Южной Кореи и других стран.
В 1994 году Левко приглашали в Китай для проведения мастер-классов в консерватории города Шэньян. В 1996 году она посетила Южную Корею, где занималась с певцами и принимала участие в большом концерте в городе Сувоне.
В разные годы фирма «Мелодия» выпускала грампластинки и компакт-диски с записями в исполнении В. Левко: оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Фальстаф» Д. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, сцены из опер «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Царская невеста» А. Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, арии Баха, романсы Шуберта, Брамса, Де Фальи, Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна, Римского-Корсакова, Балакирева, Кюи, Чайковского, Метнера, Рахманинова, старинные русские романсы и песни.
Левко написала книгу "Моя судьба в Большом театре".
Несколько лет её цитата из арии Графини ("Пиковая дама" П. И. Чайковского) открывала популярную телевизионную передачу "Что? Где? Когда?".
В Москве нынче работает образовательный «Центр вокального искусства Валентины Левко».
*
Борис Покровский о Валентине Левко:
«Говорить о Левко не просто, потому что все её очень хорошо знают. О Левко трудно говорить, потому что она является одной из самых популярных певиц, очень разнообразных по своему творческому профилю. Вы все знаете, что она артистка Большого театра, что она – меццо-сопрано и исполняет ведущие партии в театре.
Я хотел бы сказать несколько слов о её камерном творчестве… Каждое её выступление – это законченная новелла определенной жизни, определенных ощущений, чувств, событий. И эти ощущения даны очень точно, кратко, эмоционально и законченно.
Уметь в таком маленьком произведении раскрыть смысл, душу народа, ощущение эпохи, времени – здесь мастера, равного Валентине Левко, я не могу назвать.
И это искусство очень сложное, а почему им в совершенстве владеет Валентина Николаевна – не знает никто. Но никогда нельзя забывать одно слово, которое всё объясняет. Талант. И вот когда мы говорим о Левко, то мы должны обязательно сказать это слово – её талант уникальный, необычный!»
*
Владимир Федосеев:
«Валентина Левко была уникальной певицей с прекрасным голосом. Мы вместе сделали очень много концертов, для меня то время было большим и прекрасным периодом творческого содружества с ней. Она всегда отличалась от многих, в наше время ее даже трудно с кем-то сравнить. Я очень любил и всегда буду помнить эту замечательную певицу.
Ее конек – русские романсы, причем пела она их классически и поэтому имела громадную слушательскую аудиторию, ее очень любили. Но, главное, Валентина Николаевна продолжала имя великой Н. А. Обуховой, следовала ее направлению в искусстве. Большинство певцов сейчас не обращаются к романсовому репертуару, этот пласт скрыт от публики, трагически опасно и вовсе утратить его. Сегодня необходимо транслировать записи певцов той эпохи: Обуховой, Лемешева, Левко… Это нужно нашему народу».
*
Иван Козловский:
«Не хочу впадать в патетику, но и не хочу быть равнодушным, так как это самая страшная болезнь, которая может быть среди творческих работников. Мы с Вами редко встречаемся. Тем острее я воспринял сегодняшнюю передачу, где Вы пели романсы Чайковского. Во всем у Вас ощущается мысль и музыкальная форма. Ваше звуковедение, Ваш репертуар, Ваша мысль, заложенная в исполняемых Вами произведениях, подтверждают слова Белинского о том, что артист – это всегда соавтор».
*
P. S. На одном из снимков Валентина Николаевна ласково треплет меня за ухо, приговаривая: «Мишенька, спасибо вам за такой чудный вечер!»
До гробовой доски не забуду тех слов певицы…

Михаил Захарчук