Шире – лучше
Зависимость характеристик самолета и комфорта пассажиров от диаметра фюзеляжа

Параметры фюзеляжа самолета определяются, исходя из его задач. В случае коммерческих самолетов это перевозка пассажиров на требуемое расстояние. Выбор размеров фюзеляжа проводится сейчас исходя, в первую очередь, из антропометрических параметров среднего человека, условий комфорта при посадке пассажиров в салон, в полете и при высадке, а также обеспечения требуемого уровня безопасности в случае нештатных ситуации.

Последние несколько десятилетий для среднемагистральных пассажирских самолетов принята компоновка пассажирского салона класса «эконом» по схеме расположения кресел в ряду 3+3 – по три кресла с каждой стороны от продольного прохода. Исходя из такой компоновки минимальный диаметр фюзеляжа можно рассчитать по формуле: (6 ´ ширина кресла класса «эконом») + минимальная ширина прохода + (2 ´ (толщина силового набора + толщина внутреннего интерьера)) + (4 ´ зазор между креслами) + (2 ´ зазор между крайним креслом и обшивкой).

Минимальная ширина кресла и прохода между креслами определяется антропометрическими параметрами человека. В среднем ширина кресел класса «эконом» на среднемагистральных самолетах лежит в диапазоне от 43, 2 до 46, 4 см. Например, наиболее узкие кресла в самолетах Airbus A319 и Airbus A320 стоят у испанской авиакомпании Iberia: их минимальная ширина всего 43, 18 см. Минимальная ширина кресла на самолете Boeing 737-800 у британской авиакомпании Thomson Airlines – 43, 68 см.

Максимальная ширина может достигать почти полуметра. Например, в среднемагистральных пассажирских самолетах российской авиакомпании «Аэрофлот» ширина кресел класса «комфорт», также стоящих в салоне «эконом»-класса, составляет 49 см.

Проход между кресел должен позволять осуществлять посадку и высадку пассажиров как в обычной, так и в аварийной ситуации. Ширина прохода «эконом» класса на среднемагистральных самолетах варьируется от 48 см до 56 см. В соответствии с авиационными правилами, ширина продольного прохода между креслами должна быть не меньше 38, 1 см на высоте от пола 63, 5 см и выше.

Тем самым минимальный размер 6 кресел с одним проходом теоретически может быть 6 ´ 0, 43 + 0, 381 = 2, 961 м. Чтобы получить минимальный диаметр фюзеляжа к этой величине необходимо добавить толщину силового набора с обшивкой, толщину внутреннего интерьера салона самолета, а также зазоры между креслами и зазоры между крайними креслами и интерьером. В среднем на современных самолетах сумма всех этих величин составляет около 25 см. Тем самым минимальный диаметр фюзеляжа среднемагистрального самолета с компоновкой кресел 3+3 может быть в районе 3, 21 м.

Реальные среднемагистральные самолеты имеют больший диаметр фюзеляжа: от 3, 8 до 4, 06 м. Вот некоторые параметры основных представителей этого класса лайнеров:

Шире – лучше, изображение №2
С экономической точки зрения преимущества имеет фюзеляж с меньшим диаметром. Чем меньше диаметр, тем меньше лобовое сопротивление самолета, соответственно, меньше расход топлива, а, следовательно, больше его максимальная дальность полета.

Однако в последнее время существенно повысились требования к комфорту пассажиров. Многие авиакомпании стараются привлекать больше пассажиров за счет предоставления более комфортных условий полета на борту своих воздушных судов. Способами повышения комфорта могут быть, в том числе, увеличенные размеры кресел и большее расстояние между рядами кресел. Это позволяет людям легче переносить многочасовые перелеты. Примером могут служить те же кресла класса «комфорт» в «эконом»-классе российского «Аэрофлота». Для установки более широких кресел нужен салон, а, соответственно, и фюзеляж большего диаметра. В этой связи сохраняется общемировой тренд на рост диаметра фюзеляжа для новых, более комфортных коммерческих воздушных судов.

Примером тому может служить самый большой по диаметру фюзеляж среди среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21 (4, 06 м). Стандартная ширина кресел в его экономическом классе составляет 45 см. Как сообщает корпорация «Иркут», «широкий фюзеляж самолета МС-21 позволяет увеличить личное пространство для пассажиров и экипажа, и обеспечить комфорт на уровне широкофюзеляжного самолета. Благодаря просторному проходу между креслами пассажиры могут свободно перемещаться по салону при посадке и выходе из самолета, а также во время сервисного обслуживания в полете». Действительно, ширина прохода в 56, 25 см позволяет пассажиру спокойно разминуться со стандартной тележкой бортпроводника, а также разойтись двум пассажирам во время посадки и высадки.

«Увеличенное личное пространство значительно снижает утомляемость от полета», – справедливо считают в «Иркуте». Но, кроме того, бóльший диаметр фюзеляжа также позволяет увеличить и размеры багажных полок и грузовых отсеков воздушного судна, что также дает дополнительные удобства. Багажные полки вмещают больше ручной клади стандартного размера. Также на них может быть размещена объемная ручная кладь, в том числе колесные сумки габаритных размеров 609 ´ 457 ´ 254 мм и удлиненные предметы. Новые поворотные багажные полки МС-21 позволяют пассажиру легко и быстро разместить ручную кладь. Причем, конструкция полки также увеличивает личное пространство над головой пассажира.

И весь этот дополнительный комфорт возможен на борту МС-21 в первую очередь благодаря увеличению диаметра фюзеляжа. При этом целый ряд конструкторских решений и применение новых технологий (передовая аэродинамика, силовые установки нового поколения, новые материалы, новые бортовые системы) позволяют обеспечить для МС-21 передовые летно-технические и экономические характеристики.

Источник: ОАК - Объединенная авиастроительная корпорация https://vk. com/@uac_russia-shire-luchshe?fbclid=IwAR2kHywzDATjeDAnm6td7tKGFmXMg6e_TPGUqdIvifYT7VzbrNVRP44nsTs