60 лет назад, 28 сентября 1961 года состоялся первый полет первого опытного дальнего противолодочного самолета Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.
Разработка самолета началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами. Первый полет состоялся на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением. 9 апреля 1963 года начался заводской этап государственных испытаний, в декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили на аэродром Кипелово в состав авиации Северного флота. 17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.
О важности и необходимости работ свидетельствует присуждение 3 ноября 1971 года за реализацию проекта сразу нескольких званий лауреатов Государственной премии сотрудникам ОКБ – С. В. Ильюшину, А. И. Жуковскому, Д. И. Коклину, Я. А. Кутепову, А. В. Шапошникову.
Сегодня Морской авиацией Военно-морского флота России эксплуатируется самая современная модификация этого самолета - Ил-38Н. Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина успешно выполнил несколько государственных контрактов на серийную модернизацию Ил-38. На самолеты была установлена новая поисково-прицельная система «Новелла-П-38», что значительно расширило объем решаемых задач и их боевые возможности.
Два борта Ил-38Н названы в честь ильюшинских авиаконструкторов - Радия Петровича Папковского и Якова Александровича Кутепова, которые внесли огромный вклад в создание противолодочных самолетов.
(фото: Николай Нилов, Армен Гаспарян/ ПАО "Ил")

Авиационный комплекс им. Ильюшина