Следует заметить, что подобные эксперименты проводились и за рубежом на истребителе F-15. Но американские военные отклонили предложение промышленности, сделав ставку на ракетный бой. В нашей стране двигатели с отклоняемым вектором тяги (в вертикальной плоскости) впервые установили на истребителе Су-27. Впоследствии доведенную силовую установку применили на двухместном Су-30. Но всеракур-ское поворотное сопло впервые применили на МиГ-29. Это позволило создать сверхманевренный истребитель, способный совершать резкие маневры буквально на одном месте.

Впоследствии летчики-испытатели освоили такие фигуры, как «Кобра Пугачева», «Казацкий замах», когда самолет с набором высоты вращается сразу относительно трех осей и затем переходит на нисходящую траекторию с последующим выходом в горизонтальный полет. К числу новых фигур высшего пилотажа относятся и «Кадушка» (усложненный вариант «Кобры Пугачева»),

Что касается «Мельницы» (так называемый управляемый штопор), то, совершая пространственное вращение относительно трех осей, на нисходящей траектории после выполнения иммельмана самолет переходит в плоское вращение при угле атаки около 90 градусов.

С земли выполнение этих фигур выглядит очень эффектно, но станут ли их осваивать в ВВС — весьма проблематично. Во всяком случае, заказы на такие самолеты пока не поступали.

Сегодня можно спорить о пользе и вреде использования на самолете-истребителе всеракурсного поворотного сопла. Но российская инициатива не осталась без внимания за рубежом. Во всяком случае, создатели самолета «Тайфун» исследовали такую возможность.