Помощь фронту

В годы Великой Отечественной войны весь советский народ встал на защиту Отчизны. Не остались в стороне и жители поселка Стаханово. Кто - то ушел добровольцем на фронт, кто - то остался в тылу и вносил свой вклад в борьбу с захватчиками. Все граждане от мала до велика старались помощь солдатам громить врага. Жители поселка ежедневно своим трудом вносили свой вклад в помощь Красной Армии.

В первую военную осень коллектив небольшого завода "Стальконструкция" предложил создать в помощь фронту бронепоезд. Эту идею одобрил Раменский горком КПСС и поддержал Московский обком КПСС. Работы по сооружению бронепоезда возглавил директор завода Н. И. Шибаев. Бронированный состав начали готовить на площадке Центрального Аэрогидродинамического Института. Здесь находилась мастерская "Стальконструкции".

Строительство бронепоезда

Бригадир строителей поезда С. И. Караваев вспоминал с каким рвение взялись люди за сооружение бронированного состава: " На строительный участок были поданы четыре деревянный железнодорожные платформы. Бригада сразу же начала удалять все деревянный части и оставила только металлические площадки на колесах, которые нужно было забронировать. Работа велась в непростых условиях. Морозы доходили до минус 40 градусов. Не хватало продовольствия. Не было в достаточном количестве стальных листов. Но несмотря на все это, мы не покидали площадку по 16-18 часов за сутки. Забывали о сне и отдыхе. "

Работы по сооружению бронепоезда шли непросто. когда приступили к бронированию платформ, обнаружили. что стальные листы кривые и их нельзя использовать. Специально инструмента для исправления этих листов не было. Но выход был все же найден. По предложению С. И. Караваева были изготовлены специальные приспособления для приварки стальных листов.

Много усилий было затрачено на сборку дверей с двойной бронированной обшивкой. В полу каждой бронеплощадки устроили специальные люки с крышками. Колеса и буксы были закрыты специальными устройствами - "фартуками". Внутри каждой бронеплощадки были установлены механически вращающиеся стальные башни для пушек. Весь корпус паровоза и кабину машиниста обшили стальными листами.

Силами работников текстильного комбината "Красное Знамя" был оборудован уютный вагон-клуб, где бойцы могли отдохнуть после боевых действий. В этом вагоне даже была киноустановка. Кроме того, в составе были баня, парикмахерская, прачечная, кухня, санитарная часть, сапожно - портняжная мастерская.

Бывший секретарь Раменского горкома КПСС Г. В. Капырин вспоминал: " Раньше намеченного срока крепость на колесах была готова и 5 апреля 1942 года была передан Красной Армии. На митинге по случаю окончания строительства, представителя трудящихся Раменского района вручили боевому экипажу Красное знамя и дали наказ беспощадно быть фашистские орды. Спустя несколько дней бронепоезд отбыл на фронт".

На месте, где были железнодорожные пути при отправлении бронепоезда на фронт, теперь раскинулся жилой квартал. По всей вероятности, эта железная дорога проходила от ЦАГИ по скверу на улице Фрунзе, затем через улицу Московская, а далее через Ильинку выходила к станции Быково.

Беовой путь "Москвича"

Бронепоезд "Москвич", собранный на территории ЦАГИ, выехал на один из участков фронта под Ленинградом. Через год после отправки бронепоезда на фронт, командир дивизиона пригласил рабочих посетить "Москвич" на фронте. Бригадир рабочих С. И. Караваев вспоминал6" Командир и бойцы горячо благодарили нас за боевую машину. От них мы узнали о героических действиях команды бронепоезда и о прочности нашего "Москвича". Спустя несколько дней после нашего отъезда, его доставили к нам на строительную площадку в ЦАГИ. Мы сделали ремонт башен, дверей, вагонов. "

Бронепоезд "Москвич" прошел боевой путь от Ленинграда до Кенигсберга. За боевые годы бронепоезд находился в распоряжении четырех фронтов: Запад­ного, Волховского, Ленинградского и третьего Белорусского. Он совершил более семисот огневых налетов на врага. Им уничтожено около пяти тысяч солдат и офицеров немецко - фашистских захватчиков. , подавлено 22 батареи, уничтожено около двухсот полевых инженерных сооружений, дотов, дзотов, огневых точек, два склада боеприпасов, несколько самолетов и другой технике противника. В интернете можно найти имена тех, кто воевал на бронепоезде "Москвич". Вот один из защитников Родины. 21 июля 1942 года командир пулеметного отделения бронепоезда «Москвич» сержант Алекпер Мамедов лично ведя огонь из тяжелого пулемета, сбил вражеский самолет Ю-88. Во время боя 7 августа 1942 года, невзирая на ранение, продолжал вести огонь по самолетам противника, пока налет не был отражен. За это, Приказом №080/н по войскам 4-й армии от 20 октября 1942 года, сержант Алекпер Мамедов был награжден медалью «За Отвагу».

Музейный экспонат

В декабре 1945 года личный состав бронепоезда "Москвич" был расформирован. бронепоезд был сдан 60-му дивизиону бронепоездов и отправлен на станцию Рузаевка.

Спустя несколько лет после окончания войны, в 1979 году, командир бронепоезда И. Я. Басов и некоторые бойцы приезжали на родину своей боевой машины в город Жуковский. В школе №10 был создан музей посвященный бронепоезду "Москвич". Защитники Отечества встретились не только со школьниками, но строителями поезда. Выступая перед ними И. Я. Басов говорил: " В апреле 1942 года из этих мест в составе 32 отдельного дивизиона бронепоездов уходил на фронт красавец и богатырь - бронепоезд "Москвич". Личный состав бронепоезда благодарен рабочим, инженерам, конструкторам ЦАГИ, также работникам фабрики "Красное знамя", завода "Стальконструкции" и многим другим за то, что сконструировали и построили наш бронепоезд. "

В год 30 - летия Победы в Великой Отечественной войне, в память и тех, кто строил и тех, кто бил врага, на улице Фрунзе был установлен памятник бронепоезду "Москвич".

Людмила Луговская