Есть улицы центральные. . .

Сегодня, уважаемые читатели, отправляемся в путешествие по улицам славного города Жуковского. Всем известно, что вырос Национальный центр авиастроения не только на пустыре и в лесу. В территории города вошли деревня Колонец, поселок Ударник, часть поселка Ильинский, часть села Быкова и поселка Горельники. Изначально современные улицы города были либо проселочными дорогами, либо небольшими улочками, либо их вообще не существовало и появились они при строительстве Жуковского. Каждая улица это небольшая глава в истории нашего города.

Улица Гагарина

Улица Гагарина - самая главная современная магистраль города Жуковского. Она протянулась от въезда в город со стороны Москвы до площади Свищева.

В далекие 30 - е годы прошлого века эта улица была обычной проселочной дорогой. Свое начало она брала от ворот Центрального аэрогидродинамического института, проходила через деревню Колонец, село Быково, деревню Верея до деревне Жилино. Асфальт на этой дороги положили лишь 1950 году. В это время строительство города продвинулось до железнодорожной ветке (сейчас это железнодорожный переезд возле памятника МИГ - 21), за которой начиналась деревня Колонец.

В 1952 году город Жуковский получил статус областного подчинения. В связи с этим в введения города были переданы земли деревне Колонец. Деревенские дома начинают сносить. А жители переезжают в квартиры в новых многоэтажных домах. Строительство одного из первых микрорайонов города шло полным ходом. В своем название он сохранил память о снесенной деревне - Колонец. Проселочная дорога превратилась по тем временам в широкий проспект. В конце 70-х годов ХХ века она была названа в честь Героя Советского Союза, первого космонавта планеты - Юрия Алексеевича Гагарина. Гагарина очень часть бывал в нашем городе. Здесь проходила его подготовка к полету в космос.

Улица Фрунзе

Улица Фрунзе соединила Туполевское шоссе с центром города и улицей Чкалова. История этой улицы интересна.

13 авгусата 1933 года Совет труда и обороны СССР утвердил строительную площадку для нового ЦАГИ ( место где сейчас располагается Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуквоского). Место было выбрано на пустыре в районе станции Отдых.

Топографы, геодезисты, землемеры, гидрологи, архитекторы. Все они приезжали для выполнения своих работ на строительной площадке ЦАГИ. Они на электричке доезжали до станции Отдых и шли пешком через лес, через пустырь к ЦАГИ. Первые специалисты, работавшие на строительстве института и приезжавшие из Москвы и протоптали доржку, которую позже назвали улицей Фрунзе. Позже тропинку замостил и булыжником. А рядом проходили железнодорожную ветку от поселка Ильинский до строившегося ЦАГИ. В конце 30- х начале 40 -х годов было построено здание ЦАГовской столовой ( теперь на этом месте стоит здание городской администрации).

Никакого общественного транспорта в то время не было. На работу ходили все ходили пешком, в том числе и те, кто приезжал тогда еще в поселок Стаханово из Москвы и Раменского. Особенно трудно было ходить зимой. Огромное поле продувалось со всех сторон и дорогу засыпал оснегом. Начавшаяся война остановила строительство ЦАГИ. И все военное время на дороге одиноко стояло здание столовой.

В суровые голодные военный годы жители поселка Стаханов сажали по обе стороны дороги картофель и превратили пустырь в огромный огород от Соцгорода ( дома №1 и №5 по ул. Жуковского) до гимназии №1 на ул. Пушкина.

После окончания Великой Отечественной войны, началась застройка улицы Чкалова и Пушкина.

Полностью улица Фрунзе сформировалась в конце 50-х годов прошлого века. В дни советских праздников - 7 ноября и 1 мая, эта улица была самой оживленной и нарядной. Здесь проходили демонстрации и шествия. После сноса здания столовой ЦАГИ ( конец 80-х годов) и строительства задние городской администрации, улица Фрунзе приобрела законченный вид, который сохранился пл сей день.

Улица Туполева

Улица Туполева. Такое название получила улица Речная в середине 70-х годов прошлого века.

Это была проселочная дорога, которая проходила от санатория ВЦСПС на пл. Кирова (сейчас это пл. Громова) до пресечения дороги к аэродрому ЛИИ и дороги к ЦАГИ. Одно время здесь стояли финские домики - общежития, которые позже, в конце 60-х, заменили корпуса для проживания одиноких и семейных специалистов ЛИИ. Новые общежития были построены по принципу коридорной системы с общей кухней и душевой.

В начале 70 - х годов, ЛИИ организует ударную комсомольскую стройку. Началось строительство домов с квартирами гостиничного типа ( отдельные комнаты со всеми удобствами). Позже на ул. Речной были возведены социально - бытовой и жилищно-коммунальный отделы ЛИИ им. М. М. Громова, цех экспериментальных сооружений и зданий, проходные ЛИИ и НИИАО, казармы войсковой части 3455.

Как мы уже говорили, в середине 70- годов улица Речная была переименована в улицу Туполева. А Андрей Николаевич Туполев, выдающийся авиаконструктор Почетный граждани г. Жуковского.

Улица Калугина

Изначально улица Калугина назвалась Парковый проезд. Сформировалась она сразу же после окончания Великой Отечественной войны и протянулась от улицы Чкалова до городского парка. В то время жилые дома были построены только по левой стороне проезда, справа уже стояло задние водокачки ( теперь здесь располагается ООО "Канал - сервис +").

В конце улицы, в середине не 50-х годов, расположилось здание городского суда.

В конце 70 - х годов парковый проезд решено было переименовать в улицу Калугина. Она была названа в честь Героя Советского Союза, летчика Федора Захаровчиа Калугина.

Всего в Жуковском насчитывается 196 улиц. И их количество постепенно увеличивается. Большая половины из этих улиц названа именами летчиков разных эпох. А иначе и быть не может город авиации хранит память о своих героях. В одном материла нельзя охватить сразу все знаменитые уголки города. Завтра мы продолжим бродить по улицам Жуковского и вспоминать историю нашей малой родины.

Людмила ЛУГОВСКАЯ

Ещё по теме:

60 лет назад, 21 апреля 1961 года, Московскому шоссе, которое вело через деревню Колонец в сторону столицы, было присвоено имя первого космонавта Земли. Случайностью это не было – ведь именно в Жуковском Юрий Гагарин готовился к своему первому полету!
В составе группы он прибыл в Жуковский в конце 1960 года. В ЛИИ на специально созданном тренажере под руководством летчика-испытателя, Героя Советского Союза М. Л. Галлая будущие космонавты проходили тренировки по ручному управлению. На самолете ТУ – 104 – летающей лаборатории ЛИИ – Юрий Гагарин впервые оказался парящим в невесомости. Уже после своего исторического полета он неоднократно приезжал в Жуковский к своим коллегам и друзьям - Ю. А. Гарнаеву, Амет-хан Султану.