В море запасных аэродромов нет

Это случилось в дальнем походе. Оборвались три из четырех тросов – те самые, за которые цепляется самолет во время посадки на палубу авианосца. Ночь. Море. АТП «Адмирал Кузнецов». А Мельников Серега – в небе. В море запасных аэродромов нет. И он посадил самолет – четко зацепившись за единственный целый трос. Повезло? Повезло тогда, когда стал учеником Виктора Пугачева. Повезло попасть в состав первой группы летчиков, которые в Крыму отрабатывали посадку на палубу. Те, почти двухлетние тренировки на Черном море, здорово отшлифовали его профессиональное мастерство. Потом была пятница, 13 июля – первая его реальная посадка на палубу. Огромный авианосец из-под облаков смотрится не крупнее спичечной коробки. На него надо посадить многотонную машину и на палубе погасить скорость до нуля…

Первым этот сложнейший маневр совершил Виктор Пугачев. В 1999 году Пугачев и Мельников вдвоем опустили на палубу самолет Су-27. А позже Сергей Мельников стал первым российским асом, в активе которого стало 100 зацепов. А затем он еще сотню раз сажал на палубу машину. Дважды по сотне – это двести зацепов!

Но тот случай в Северном море, когда три из четырех тросов оказались оборваны и он посадил самолет без страховки, имеет особое значение и в его биографии и в истории российской авиации. Летчик от Бога, летчик – ас!

Рожденный в городе Жуковском

Скупые строчки биографии: Сергей Мельников родился 7 июля 1959 года в подмосковном Жуковском в семье выпускников МАИ.

В 1977 году, через год после окончания средней школы №7, поступил в Ейское высшее военное училище лётчиков. По окончании учебы служил в строевых частях ВВС в городе Гянжа (Азербайджан).

В1986 году старлеем уволился в запас. В 1987 году окончил Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ МАП). — пришел на лётно-испытательную работу в ОКБ «Сухой».

В 1989 году, без отрыва от основной работы, окончил Московский авиационный институт.

Участвовал в испытаниях и доводках самолетов Су- 17, Су – 25, Су – 27, Су – 33. Испытывал и сдавал на вооружение самолёты палубного базирования Су – 33 и Су – 25 УТГ и Су - 25 УТГ.

Почти два года на комплексе «Нитка» (город Саки) тренировался сажать самолет на палубу авианесущего корабля.

В 90 – х годах прошлого века, на Су – 25 УТГ, подготовил большую группу лётчиков ВМС для базирования на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», за что 7 марта 1995 года получил «Золотую звезду» Героя России.

29 апреля 1999 года поднял в небо (в качестве второго лётчика) и затем провёл испытания Су -33УБ (Су-27КУБ).

С 2001 года — заместитель начальника лётной службы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ«Сухой».

Умер после продолжительной болезни 5 сентября 2010 года. Похоронен на Быковском кладбище города Жуковского.

Лихач и оптимист

Солидные титулы, многочисленные награды и уважаемые звания: Заслуженный летчик – испытатель РФ, Герой России, кавалер ордена Почета, крупный административный пост на фирме «Сухого» не сподвигли его «зазвездиться». Друзья называли его просто :Мельников Серега.

Веселый он был человек, жизнелюб. Увлекался парапланеризмом, гонял на мотоцикле – имел даже пропуск для въезда на нем на территорию ЛИИ.

В США летчика, совершившего 100 посадок на палубу авианосца, приглашают на прием к Президенту страны. У нас по-своему чтят таких асов. Старлея в запасе Мельникова коллеги уважительно называли «полковником Северного флота» - ему даже на летном комбинезоне это уникальное звание указали. А еще о Мельникове Сереге сложена хорошая песня, написана книга, его имя присвоено школе и в памяти жителей города Жуковского он в одном строю с Гринчиком и Алехиным, Амет-Хан Султаном и Станкявичюсом, Грищенко и Волком, Виктором Пугачевым и многими другими нашими славными земляками – живыми и уже ушедшими от нас. Но не зря же говорится: летчики не умирают, они просто улетают…

За облаками всегда солнце – оптимистично говорил Сергей Мельников. Совсем скоро – в сентябре, будет уже пять лет, как не стало Сергея. Николаевича. В нашей памяти он – навсегда.

Сергей МУРАВЬЕВ

2015 г