Когда-то в Советском Союзе была создана система государственных трудовых резервов, а именно подготовка и распределение рабочих кадров. В октябре 1940 года был издан указ Президиума Верховного Совета страны «О государственных трудовых резервах СССР».

Бурное развитие советской промышленности требовало все новых рабочих рук, но это было невозможно без непрерывного пополнения рядов рабочего класса. Перед государством стояла задача организовать подготовку рабочих и создать необходимые трудовые резервы для промышленности. Государство подсчитало, что необходимо ежегодно готовить около миллиона квалифицированных рабочих.

Для их подготовки стали создавать школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленные и профессионально-технические училища (ПТУ). Обучали в них бесплатно, но выпускники должны были отработать 4 года на государственных предприятиях. Назвалось это тогда «работа по направлению».

В 1940 году в стране было создано более полутора тысяч учебных учреждений: 622 ремесленных и 122 железнодорожных училища, 806 школ ФЗО. Рабочую профессию в них получали 600 тысяч человек. В начале 1941 года открылось еще 500 школ ФЗО, в которых училось более 100 тысяч учеников.

Победа в Великой Отечественной войне зависела не только от мужества и героизма солдат и таланта военачальников, но и от работы тыла и обеспечения войск. В годы войны систему трудовых резервов «ставят» на военные рельсы: сроки обучения сокращаются, а выпускники сразу же направляются на важнейшие оборонные предприятия, где обеспечивают бесперебойное снабжение советской армии необходимым оружием, боеприпасами, техникой.

Всего за пять лет существования (четыре из которых пришлись на военные годы) система трудовых резервов подготовила 2, 5 млн. квалифицированных рабочих кадров.

В основном на плечи молодых рабочих легла забота о восстановлении разрушенных войной городов, заводов и фабрик. Например, сразу же после освобождения Донбасса на восстановление промышленности отправили 20 тысяч человек, в восстановлении Сталинграда также принимало участие несколько тысяч выпускников училищ.

Советская власть давала молодежи не только профессию, но и опекала, и воспитывала. Социальные функции системы трудовых резервов проявились особенно значимо в годы войны. В училищах не только обучали, но и кормили, одевали, давали крышу над головой, спасали от беспризорности подростков, оставшихся без родителей.

В 1943 году в СССР создали 23 ремесленных училища, куда принимали 12-13-летних детей, окончивших начальную школу. Здесь, кроме профессии, они получали 7-летнее образование. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении.

В системе профтехобразования работали не только педагоги, но и воспитатели, которые следили за организацией дня учащихся, свободным временем и даже соблюдением правил гигиены, обязательно привлекали своих воспитанников в различные кружки и спортивные секции.

Об уровне выпускников системы профессионально-технического образования тех лет дает представление простое перечисление ее воспитанников, ставших гордостью Советского Союза: легендарные летчики-асы Александр Покрышкин, Виктор Талалихин и Алексей Маресьев, рядовой пехоты Александр Матросов, конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин, государственный и партийный деятель Анастас Микоян, киноактер Вячеслав Тихонов, поэт Константин Симонов.

700 выпускников школ и училищ трудовых резервов стали Героями Советского Союза, а некоторые из них даже дважды и трижды Героями.

Рабочими, подготовленными в профессиональных училищах, создавалась мощная советская промышленность после войны.

Вставка: В 1959 году учебные учреждения системы государственных трудовых резервов преобразовали в городские и сельские профессионально-технические училища (ПТУ).

Они возводили заводы, фабрики и жилые дома, осваивали целину, работали на всесоюзных советских стройках: в 1982 году 150 тыс. выпускников ПТУ отправились на БАМ, в Западную Сибирь, на Дальний Восток.

Директор ЗМЗ Николай Шевцов

- В 1946 году 18 ребят из нашего села поехали в Москву учиться и работать. Некоторые устроились в Мытищах, а мы с товарищем поступили в ремесленное училище № 36 при крупном промышленном предприятии в Балашихе. Здесь нас одели-обули с головы до ног, поселили в общежитии, бесплатно кормили три раза в день, каждую неделю нас водили в баню, на стадион, в театр, на экскурсии. После занятий мы отправлялись в кружки и спортивные секции.

Сообразительный и прилежный мальчик схватывал все на лету, и через два года с отличием сдал экзамен на токаря-универсала 5 разряда. Молодой рабочий начинает трудиться на заводе автомобильных кранов. Днем работал, вечером учился в вечерней школе. На плечи именно такой надежной трудовой молодежи, выпускников ремесленных и фабрично-заводских училищ, легла тяжесть восстановления промышленных предприятий после войны. Их называли «основной костяк рабочего класса страны».

Вскоре Николая назначают сменным мастером на участке изготовления деталей механической обработки с замкнутым циклом. В смене работали токари, фрезеровщики, шлифовщики, зуборезчики, расточники, карусельщики, слесари. Мастер должен был владеть всеми этими профессиями если не в совершенстве, то, по крайней мере, знать технологический процесс «от и до». Уже с первых лет работы Николай Шевцов стал рационализатором.

Окончив 7 классов вечерней школы, вечернее отделение Московского станко-инструментального техникума и получив специальность «техник-технолог инструментального производства», Николай Васильевич начал трудиться в строительной отрасли: сначала его назначили начальником цеха Михневского завода вентиляционных заготовок, а через несколько лет – главным инженером крупнейшего в Европе завода по выпуску вентзаготовок. Здесь он занимался внедрением технологических новшеств.

С каждым годом растет его авторитет на производстве. Николаю Васильевичу Шевцову уже доверяют очень ответственные должности. Пройдя путь от токаря до главного инженера, имея двадцатилетний стаж на двух крупных предприятиях, он в 1969 году уверенно вступил в должность директора Жуковского завода монтажных заготовок, которым успешно руководит по сей день.

А начался трудовой путь генерального директора ЗМЗ Николая Васильевича Шевцова в далеком 1946 году с ремесленного училища…

- В 1970-1990 годы к нам на завод ежегодно поступало 10-15 выпускников ГПТУ, за счет которых пополнялся кадровый состав рабочих. Без их ударного труда, без их «золотых» рук невозможно было бы решать сложные задачи, необходимые для становления и развития предприятия.

Многие, окончившие ремесленные и профессионально-технические училища, состоялись в жизни и профессии. Например, Марат Китаев стал Маратом Викторовичем – заместителем управляющего треста, Вячеслав Николаевич Телегин – заместителем директора Балашихинского завода, Александр Иванович Широков – заместителем начальника цеха, Валентина Федоровна Медведева – начальником цеха, Александр Тихонович Базарный – 20 лет работал председателем сельского Совета. Список можно продолжить на многие страницы.

А сколько выпускников ПТУ «выросло» на нашем заводе! Они отдали ему все свои лучшие годы жизни, свою молодость, силы, энергию, знания. Огромное им всем спасибо за самоотверженную работу!

70 лет назад создание системы государственных трудовых ресурсов положило начало единой централизованной системе профтехобразования в нашей стране. До 1990 года количество выпускников ПТУ на предприятиях составляло 50-70 % по отношению к общему числу рабочих.

А что сейчас происходит в России с профессионально-техническим образованием? Да почти тоже, что и со всеми: во многих российских городах и районах ПТУ исчезли. В Жуковском пока обучают некоторым (перечень их существенно сократился) рабочим специальностям, но их выпускники никуда не распределяются и, соответственно, не идут работать на городские предприятия. Да и мало их – токарей и слесарей. Какую газету ни открой - везде объявления: требуются рабочие, требуются, требуются… А где их взять-то? Ну почему мы сначала все уничтожаем до основанья, а потом – сокрушаемся?

Заместитель директора по учебно-производственной работе ПТУ-49 Андрей Концевой: - С 1972 года в нашем училище ребята обучались рабочим профессиям, связанным с металлообработкой – слесарь, токарь-универсал, фрезеровщик, электромонтер, слесарь-ремонтник, слесарь КИП и АП – всего около 15 специальностей.

В последние годы перечень рабочих специальностей снизился. Теперь молодые люди не желают быть рабочими, во всех ПТУ, в том числе и у нас, постоянный дефицит обучающихся рабочим специальностям. Например, в этом учебном году мы могли принять 155 человек, а набрали 149.

Ежегодно мы проводим ярмарки вакансий для предприятий города, у нас заключены договоры с 140 разными предприятиями и организациями, например, ЦАГИ, ЛИИ, НИИ, ЖМУ, где наши ребята проходят практику. Некоторые остаются там работать, но их, к сожалению, единицы. Обычно после окончания училища ребята уходят в армию, а потом «теряются», то есть на предприятие они уже не возвращаются: устраиваются работать в частные фирмы….