Подмосковье: социальное страхование: есть ли свет в конце туннеля? Кому положены выплаты? Государству необходимо ужесточить ответственность…

В последнее время в обществе муссируются вопросы, серьезно затрагивающие интересы как работников, так и работодателей: предстоящие изменения в порядке оплаты больничных листов и страхование от невыплаты заработной платы.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ пытается залатать дыры в бюджете Фонда социального страхования (ФCC) путем увеличения на один день оплаты больничных листов за счет средств работодателя (три дня оплаты, а не два, как сейчас) и увеличения стажа работника для исчисления размера страховых выплат.

Так, с 1 января 2011 года 100% выплаты по больничным листам будут положены только в случае, если стаж работника на предприятии превышает 15 лет вместо восьми нынешних. На 80% суммы могут претендовать те, кто проработал от 8 до 15 лет, вместо нынешних 5-8 лет. А те работники, которые проработали менее 8 лет получат только 60% от средней зарплаты. Кроме того, начислять пособие по болезни будут исходя из средней зарплаты за последние два года, а не 12 месяцев, как сейчас. На пособие по беременности и родам смогут рассчитывать только те женщины, которые проработали уже два года.

Инициаторы законопроекта ссылаются на покупку больничных листов гражданами, при этом часто поддельных, а также на то, что работодатели применяют хитрые схемы, когда нанимают беременных женщин за 2-3 месяца до родов и прикарманивают все деньги, положенные им государством.

Считаю, что предлагаемые изменения в оплате больничных листов еще больше ухудшат социальное положение людей наемного труда, заставят молодых работников с небольшим стажем трудится, несмотря на болезнь, что, в конечном итоге, только снизит производительность труда.

Государству необходимо ужесточить уголовную и административную ответственность и начать реальную публичную борьбу с множеством фирм, предлагающих услуги по предоставлению больничных листов.

Кстати, непонятно, куда деваются средства, поступающие в Фонд социального страхования. Ведь с Нового года в нашей стране снова возвращаются к разделению социальных фондов. А вспомним, что до объединения социальных фондов и введения единого социального налога (ЕСН) размер ставки в ФСС составлял 5, 4% на фонд оплаты труда. Этих денег хватало и на оплату больничных листов, и на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря, и на регулярные санаторные путевки для работников предприятий, и на организацию диетического питания и т. д. В настоящее время осталась фактически только оплата больничных. Думаю, что профсоюзы приложат все возможные усилия, чтобы не допустить принятия предлагаемых изменений в этой сфере.

Другое готовящееся нововведение – создание страхового фонда для выплаты долгов по зарплате предприятий-банкротов. Непонятно, почему успешно действующее предприятие без особых на то причин должно урезать либо премиальные части зарплат, либо оклады своим работникам ради решения проблем другого предприятия-банкрота. Страховка от невыплаты зарплаты, с одной стороны, развязывает руки недобросовестным работодателям и позволяет им думать, что можно зарплату не платить вовремя, так как все равно есть страховка. А почему честный руководитель, который не планирует обманывать своих работников, должен платить «за того парня», который не заботится об интересах своих подчиненных?

Повышение с 2011 года ЕСН и введение страховки для выплаты долгов по зарплате вкупе может привести к появлению негативных последствий, в частности, к занижению размера зарплаты для того, чтобы снизить налоговую нагрузку. А это приведет к росту серой зарплаты.

Данный подход позволяет решать вопросы защиты наёмных работников за их же счёт. То есть спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Боюсь, что в выигрыше останутся только чиновники, обслуживающие функционирование этих фондов.

С. Кравченко