20 лет – это долго. Однако не будем говорить про «человеческие мерки» – в искусстве совсем другие измерения. А уж если речь идет о художественной галерее, то множественность и многомерность творческих галактик каждого из художников, хоть раз показавших здесь свое искусство, – это целая вселенная.

Время в обществе художников и их картин действительно течет нелинейно – оно очень вместительно, – считает директор галереи «Пятый дом» Нина Верникова.

– Нина Григорьевна, юбилей галерея отмечает практически вместе с городом. Когда у вас «официальный» день рождения?

– 11 апреля 1992 года состоялась первая выставка в помещении арт-салона, поэтому свой день рождения галерея «Пятый дом» отмечает в апреле, устраивая коллективную тематическую выставку. На юбилейной выставке, которую мы назвали «Каждый пишет, как он дышит», мы представляем художников, имеющих ярко выраженный творческий почерк. Их работы галерея не раз выставляла в московских и международных проектах, они высоко оцениваются специалистами в области искусства. Юбилейная выставка по счету – 353-я. Вместе с московскими, областными и международными проектами сотрудники галереи и художники организовали и провели больше 400 выставок.

– Вспомним, как все начиналось?

– А начиналось все с выставки, где несколько самодеятельных художников, в том числе я, Ирина Беликова и Наталья Тихомирнова, показали свои работы – батик, картины, роспись по дереву, матрешки, кожаные изделия. Выставка прошла – салон закрыли на ключ до осени. Регулярно арт-салон заработал с 1993 года. Поначалу свое творчество (в основном прикладное искусство) в нашей галерее показывали самодеятельные художники. Профессионалы пришли позже. Одним из первых художников-профессионалов выставил свои работы Николай Нелидкин. Устроил свою выставку Сергей Воробьев, выпускник театрального отделения художественного училища им. 1905 года. Затем его друг Евгений Шемшурин – он пригласил профессионального экспозиционера, у которого мы, сотрудники салона, многому научились. Мы стали серьезно развивать выставочную деятельность – не хотелось превратиться в обычную сувенирную лавку. В 1994 году персональную выставку показала Екатерина Штуц. Потом Вячеслав Самарыч, и дальше коллективные и персональные выставки уже следовали одна за другой. Сейчас план выставок уже составлен на 2012 и 2013, даже есть заявки на 2014 год.

– Сколько выставок проходит в течение года?

– Семнадцать – двадцать. Их длительность – две – три недели. Это оптимальный срок, чтобы познакомиться с выставкой. С учетом этого мы составляем планы. Но иногда бывает, что необходимо «вклинить» в график выставку того или иного художника – двигаем, с трудом находим окошко. В течение года мы проводим несколько традиционных коллективных выставок – новогодне-рождественскую, весеннюю выставку женского творчества, «Дачный сезон», на которой художники, только что вернувшиеся с пленэра, показывают свежие работы. Раз в два года мы показываем выставку «Сирень цветет» – в этом году она проходит как биеннале. Традиционной стала фотовыставка, организатором которой является Анатолий Смирнов. Она откроется в начале мая. Коллективные выставки дают возможность художникам минимум два раза в год выставить свои работы.

– Нина Григорьевна, есть выставки, которые остались в памяти?

– Запомнилась одна из первых тематических выставок – «Рыбы». Она была показана к юбилею христианства. Мы были удивлены, как это интересно получилось, насколько разными и как глубоко художники увидели этих рыб. Хорошо помню выставку Николая Щеулова и Юрия Бокренева, на которой Николай представил театральные макеты и живописные полотна, а Юра показал коллажи и графику – живописью он стал заниматься позже, на наших глазах. Много чего помнится – выставка «Яблоки» в память о Юре Бокреневе, интереснейшая выставка «Ход конем», «Ню», «Отражение мироздания».

– Художники галереи «Пятый дом» участвуют в самых престижных столичных и международных выставках.

– Выставочная деятельность не ограничивается стенами «Пятого дома». Галерея участвует в различных проектах российского и международного масштаба: выставках в московских залах, проводимых издательством «Наш Изограф» – ЦДРИ, залах «Тушино», «На Каширке», российского фонда культуры, Союза художников на Гоголевском бульваре, в Доме Российской армии, в выставках в музеях Москвы и Подмосковья. Художники галереи «Пятый дом» с успехом показали свое творчество на международных художественных форумах – салон Центрального дома художника, Арт-манеж в центральном выставочном зале «Манеж», ХудГраф в «Новом манеже», Международная выставка графики в Израиле (г. Нетания) в 2007 году, международная ARTWEEK на Кузнецком мосту.

Выставка в «Манеже» для нас очень престижна. И то, что нас туда приглашают, – большой успех галереи. Конечно, мы не сомневаемся в уровне мастерства наших художников, но пройти жесткий отбор худсовета «Манежа» чрезвычайно сложно.

– Уже не первый год культуру переводят на рыночные рельсы.

– Вообще, это очень печально. Зарубежный опыт показывает, что там, где культуру переводят на рыночные рельсы, она пропадает. Когда от учреждения культуры требуют, чтобы оно приносило доход, это неправильно. У искусства свои критерии, и «прибыль» от него, прежде всего, в сердцах и душах людей. Хотя если говорить о нашей галерее, то мы с самого начала стоим на рыночных рельсах и давно уже на самоокупаемости. И то, что приводит в ужас преподавателей школы искусств, мы вовсю применяем на практике. Но у нас есть большое преимущество: нам не нужно писать отчетов, работать по программам, спущенным сверху. Отсутствие бумажной волокиты и авторские методики наших преподавателей дают превосходные результаты. Наши педагоги – художники, «играющие тренеры», они могут себе позволить заниматься творчеством, а своих учащихся в этот творческий процесс втягивать. Еще стоит обратить внимание на то, что занятия проходят не в школьных классах, а в галерее, в окружении картин и «под крылом» художников. Для творческого развития очень важна студийная обстановка, чтобы дети «спиной почувствовали» энергетику настоящего искусства.

– Педагоги, ведущие в галерее мастер-классы, – люди творческие. Прежде всего, они, конечно, художники. Но, судя по успехам их учеников, и педагоги они отнюдь не «в нагрузку».

– Первые мастер-классы живописи и графики мы открыли для детей. Вели их Николай Нелидкин и Виктор Белов. Шел 1995 год, и дети были еще «советские». Сейчас совсем другое поколение – компьютерное. Приходят одаренные, интересные дети, но те, первые, все-таки были ярче, с более выраженным творческим началом и индивидуальностью. После того, как неожиданно ушел из жизни Николай Николаевич Нелидкин, его класс взял Иван Яговкин.

С малышами сейчас занимается Елена Николаевна Шевякова. Она придумала интересную форму, своего рода «интерактивные» уроки - встречи ребят с жуковскими художниками. Она знакомит учеников с творчеством мастера – собирает материал, монтирует фильм, показывает детям картины. А потом сам художник проводит мастер-класс. На детей это производит громадное впечатление. Конечно, впечатляет, когда юные художники видят мастера за работой. Например, Александра Горшкова на лесах, расписывающего огромные стены, или театрального художника Лучко в его мастерской. Дети просто «прилипают» к художникам. Ученикам Елены Николаевны уже дали свои уроки Зимин, Козлов, Кислицын, Лучко, Горшков.

– Художественные классы для взрослых при галерее – это явление в городе.

– Первые классы для взрослых организовал Юрий Чугуев в 1997-м. В этом году у них свой юбилей – 15 лет. За это время шесть учеников художника показали свои персональные выставки. Набирая в свой класс взрослых, Чугуев говорил, что людям нужно дать шанс приобщиться к искусству и почувствовать себя художниками в любом возрасте, ведь у многих есть нереализованные творческие способности, которые не дают покоя. Но просто «приобщить» дилетантов к живописи Чугуеву мало – он учит всем законам и нюансам мастерства. У этого художника необыкновенно глубокие знания в области технологии живописи и истории искусств. Его ученики, поступившие в художественные вузы, говорят, что Юрий Михайлович научил их всему, и даже больше, чем потом давали в институте.

В 1999 году класс академического рисунка, а в 2003-м – класс офорта открыл Сергей Воробьев. Многие художники пробовали вести группы, но не у всех это получалось. Кого-то хватало на год, кого-то на четыре года, потом надоело – мешает. А с Воробьевым удивительная история: ученики ему не только не мешают – они помогают! Возникло уникальное явление – сотворчество учителя и учеников.

Класс декорирования предметов интерьера ведет Татьяна Бешелева. Сейчас появилось много интересных современных материалов для прикладного искусства. Они просты в применении, дают большой простор для творчества дизайнера, в том числе начинающего. Это направление пользуется большой популярностью. Татьяна, являясь по сути консультантом в области дизайна среды, щедро делится секретами искусства декоратора, мягко и деликатно воспитывает вкус, что в общем-то самое важное.

– Празднуя юбилей, мы вспоминаем важных в нашей жизни людей, которых уже нет с нами…

– Двадцать художников ушли от нас за это время. Мы выставили в Манеже творчество многих ушедших художников. Сделали памятный фильм о них «Свет далеких звезд», который покажем на открытии юбилейной выставки. Там работы художников, видеосюжеты с их участием. Фразы, жесты, улыбки этих людей так дороги нам сегодня. Помню, как Виктор Мурко на выставке «С этюдником по России» показывал архангельские камни, суровое море и рассказывал: «Холод, дождь со снегом, а мне все это нравится, еще интереснее работать!» Удивительный человек и художник Николай Нелидкин так высоко всегда стоял, не размениваясь на мелочи, и это большое счастье, что он долго работал с детьми. Он сказал однажды: «Я очень люблю архитектуру. Меня так трогает красота! И я это пишу – может быть, еще кого-нибудь тронет…» В одном из интервью Юрия Бокренева спрашивали, что он пишет. «Я люблю писать цветы, дома, – отвечал он. – А еще я люблю клоунов. Я их серьезно пишу». Елена Николаевна Володина очень переживала по поводу чеченской войны: «Люди созданы для счастья, для творчества», – сказала она однажды. Евгений Трошев, вспоминая Эльвина Маруту, отметил, что часто вспоминают не тех, кто действительно много сделал: «Я бы не хотел, чтобы забывали таких больших людей, как Марута. Я не о себе – меня не забудут». Всех ушедших художников мы вспоминаем с благодарностью за то, что они были и оставили нам свое творчество.

– Что вы пожелаете художникам города?

– Конечно, творческого вдохновения! Пусть каждый пишет, как он дышит.

Елена Романова