Если говорить о молодом поколении нашего города, то традиции патриотизма у нас сохраняются и поддерживаются, о чем свидетельствуют многочисленные факты, в том числе и интерес школьников и молодежи к событиям 200-летней давности – войне с Наполеоном

Вот лишь один пример. Прошло всего несколько дней занятий в школах, но уже 6 сентября в гимназии № 1 прошел открытый урок в 11-Б классе, посвященный войне 1812 года. А если точнее, тема урока звучала так: «Роль Бородинской битвы в судьбе героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Самое трудное для учителя Екатерины Валериевны Глотовой в данном случае – помочь ученикам понять и почувствовать глубину эпохальных событий, описываемых Толстым.

Екатерина Глотова проводила урок в своем кабинете, окруженная невероятно красивыми цветами, подаренными ей 1-го сентября. Она уверенно пользовалась интерактивной доской, призывая учеников вглядеться в иллюстрации и вчитаться в отдельные цитаты, выделив ключевые фразы. Постепенно, неторопливо, вдумчиво гимназисты отвечали на вопросы учителя.

Начало войны 1812 года. Пьер Безухов, терзаемый противоречивыми чувствами, на свои средства собирает полк. Герой, предвидя Апокалипсис (результат военных действий), рисует в воображении образ Антихриста, Зверя (Наполеона). Кто остановит Антихриста? В романе именно ему, Пьеру Безухову, который познал единение с народом и духовное напряжение которого достигает кульминационной точки, выпадает эта участь.

Для романа Толстого «Война и мир» характерны главы, в которых писатель выступает как философ, говоря о последствиях войны с Наполеоном для России и Европы.

Ключевой фрагмент романа – размышление о войне - нелегком испытании для народа и для каждого человека в отдельности. Главные герои «Войны и мира» Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, переживая трагедию, очищают свои души от всего наносного, второстепенного и в состоянии катарсиса готовы на героические и благородные поступки. И глазами Пьера, невоенного человека, мы видим утро боя, подготовку к Бородинскому сражению, улавливаем психологическое состояние солдат, идущих в бой.

Одиннадцатиклассники приняли активное участие в обсуждении отдельных эпизодов романа, выделив в нем фразу «Всем народом навалиться хотят», это «хотение», желание людей, идущих на смерть, одолеть «супостата» передано через чувства Пьера, стоящего в толпе мужиков.

Многозначителен эпизод в романе, описывающий молебен на горе, куда доставлена икона Смоленской Божией Матери, перед которой Кутузов первый преклоняет колени. Народу, идущему на битву, противопоставляются офицеры из штаба, жаждущие наград и повышения по службе.

Предчувствие Андрея Болконского («Ах, душа моя, в последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да ненадолго!») сбывается: он гибнет, отдав жизнь за Отечество.

Итак, громкие слова, возможно, кому-то наскучившие: Война, Отечество, Народ, Мир. Но без них искажение национального, исторического, нравственного сознания граждан опасно тем, что может привести к ослаблению и распаду целого государства. Поэтому будущее страны, считает Президент России, необходимо строить на прочном патриотическом фундаменте. От себя я бы добавила: как в городском округе Жуковский - кирпичик за кирпичиком…

Яна Сергиевская