Недавний авторский вечер в Доме ученых ЦАГИ поэта и авиационного специалиста – главного технолога ЛИИП им. В. Гризодубовой Николая Самохвалова был посвящен презентации новой четвертой по счету книги «Виражи авиграда»

Добротно изданные «Виражи…» насчитывают около 400 поэтического и 100 страниц пояснительного текста, дополненные черно-белыми фотографиями и иллюстрациями.

С первой же страницы автор предупреждает читателя, что данное издание посвящено городу и людям, которые, на взгляд автора, «имеют к нему отношение».

Первую часть книги «Окрестности авиаграда» открывает стихотворение «Боровской курган», далее следует «История усадьбы Быково» и т. д, с включением исторических «портретов» дачных поселков Ильинский и Кратово, а также города Раменское и села Новорождественное

Во второй части с названием «Авиаград» подробно рассказывается о становлении нашего города с описанием судьбы Николая фон Мекка, автора идеи проекта города-сада, с упоминанием постановления о создании НЦА (стихотворение «Перспективы»). Из стихотворения «Жуковский МАКС» мы узнаем, что перед руководством авиасалона «поставлена планка – догнать Ле Бурже», а также «планируется создать музей из техники прошлых столетий».

Одно из лучших стихотворений этого цикла «Герои неба», вмещает 21 имя и фамилию летчиков и авиационных специалистов, в большинстве своем погибших при испытании новых самолетов. Всеохватность книги удивляет: здесь и цикл «Имена, судьбы, улицы», непридуманные истории «Случай в Ле-Бурже», «Пожар при полете Ту-144», и многочисленные «комплиментарные» посвящения выдающимся летчикам – героям, которыми гордится наш город.

Но вот наугад открываю книгу, и мне попадается стихотворение «Полеты и хлеб», написанное взахлеб, с подробностями технологии изготовления и перечислением наименований жуковского хлеба, без которого нам не прожить и дня, и благодарением тем, кто выпекает такой вкусный хлеб. Не стихотворение – ода, воспевание лучших чувств, связанных с хлебом.

На мой взгляд, Николай Самохвалов продолжает в своей книге традицию поэта Тредиаковского с его избытком положительных эмоций, и тогда нередко его строки ограничиваются жесткими рамками акростиха и даже венка сонетов. Он предстает перед читателями то в роли публициста, то краеведа, то лирика, с мягкой интонацией дарящего окружающим его людям стихи, порой вызывающие улыбку: «Март на исходе, звонкая капель, проталины чернеют на припеке. И свежесть чувств, и возбужденья хмель, и близко-близко розовые щеки». Альбомные стихи, с частушечным распевом, посвященные женщинам, – как они милы! «Я в кафешке, с чувством, с толком занят вроде бы едой. Ты вошла, и бьет, как током, взгляд твой жгуче-смоляной…» Или: «И, бокал осушив, я тебя целовал, на ручные часы взгляд украдкой бросал…» Легкая ирония, сдобренная светлым юмором, удачный выход из лабиринта чувств и строк. Лирический настрой в стихотворении «Минорный звук» на самом деле вселяет в читателя радость и надежду, потому что автором прожита – будто по нотам пропета – большая жизнь, а его душа «в ладах со временем, она бесконечностью удивлена, ищет смысл в потомке-малыше».

Не все стихи в книге равноценны, но в целом книга производит положительное впечатление о человеке, ее создавшем, у которого душа привыкла «трудиться и день и ночь».

И ведь труды его не напрасны: о чем свидетельствует прекрасный вечер, где поэт Николай Самохвалов покорил зрителей своим обаянием. А его друзья – заслуженный летчик-испытатель, космонавт-испытатель, классный исполнитель авторской песни Сергей Тресвятский, музыкант Александр Пантюхин, а также лауреат городского и областного конкурса чтецов юная Полина Стенина при поддержке поэтессы, члена Союза писателей России Татьяны Максименко, ведущей вечер, создали ту самую – желанную, теплую, добрую атмосферу любви, доверия, родства душ, о которой мечтают многие поэты и музыканты.

Яна Сергиевская