23 апреля 1973 года. В тот день на самолете, взлетевшем из "Пулково", находилось 50 пассажиров.

Через 25 минут после взлета и набора высоты до 7800 метров в пилотской кабине загорелась сигнальная лампочка "Вызывает бортпроводник". Командир Вячеслав Янченко поручил бортмеханику Викентию Грязнову пойти разобраться, в чем дело.

Обратно тот вернулся с конвертом в руках, который ему передал один из пассажиров.

Как оказалось, это было письмо террориста, требовавшего изменить курс самолета для полета в Швецию.

Командир принял решение лететь не в Швецию, а обратно в "Пулково". На высоте в 150 метров, когда было выпущено шасси, преступник понял, что самолет идет на посадку не там, куда он "заказывал" полет, и произвел взрыв.

Бортмеханик Викентий Грязнов, находившийся рядом, успел среагировать и ценой жизни спас самолет и пассажиров, накрыв своим телом взрывное устройство.

Террорист также погиб.

Самолет был сильно поврежден, но продолжал лететь, на высоте 50 метров были выключены двигатели, а после посадки на пробеге - включено аварийное торможение и выпущен тормозной парашют.

Грязнов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, такую же награду получил командир корабля Вячеслав Янченко.

Репортаж корреспондентов ТАСС о героях был снят с ленты агентства 40 лет назад по цензурным соображениям: на него поставили гриф "Секретно".

В наши дни ветераны "Пулково", пилоты и родственники хотят увековечить память бортмеханика Викентия Грязнова.

Планируется назвать его именем сквер в авиагородке и установить мемориальную доску на доме, где он жил. . .

Александра Бунин.