Известно, что рекордный перелет из СССР через Северный полюс в Америку состоялся силами двух экипажей. 18 июня 1937 года стартовал АНТ-25 Валерия Чкалова, а через три недели - 12 июля по тому же маршруту вылетел однотипный самолет Михаила Громова.

Существует мнение, что экипаж Чкалова стартовал первым из-за того, что он был рабоче-крестьянского происхождения. Действительно, экипаж «дворянского» АНТ-25 Громова не мог похвастаться правильной родословной.

Наверняка это учитывалось Сталиным, но не думаю, что этот фактор при определении очередности старта был решающими. Скорее всего хорошо разбиравшийся в людях Вождь ориентировался на психологические характеристики командиров экипажей. Их портреты выглядят так.

Валерий Чкалов – силен, вынослив, отважен до бесрассудства. И благодаря этим качествам - выдающийся мастер пилотажа. Именно с эффектного показательного полета на одном из авиапарадов летная карьера Валерия Павловича пошла в гору - его мастерство отметил сам Сталин.

Вместе с тем летчик-испытатель Чкалов бесшабашен и был неоднократно наказан за нарушение дисциплины. Также, по воспоминанию коллег: «никогда не утверждал, что его любимым напитком является кефир». В дополнение к этому любил компании. Был неравнодушен и к женской красоте.

И еще готов был отдать последнюю рубашку товарищу, если понадобится.

Михаил Громов - увлекается тяжелой атлетикой, литературой, театром и играет на нескольких музыкальных инструментах. Также интересуется психиатрией и в работе методичен до занудства. Не устает повторять, что «Осторожность – лучшая часть мужества» и "Чтобы овладеть надежно техникой, нужно, прежде всего, надежно владеть и управлять собой". Да, такой не бросится очертя голову летать под мостом!

Однако летчик-испытатель Громов брал другим - почти каждый его полет был эталонным, с четким следованием полетному заданию. Работа не прекращается и после приземления.

Известно, что рекордный перелет из СССР через Северный полюс в Америку состоялся силами двух экипажей. 18 июня 1937 года стартовал АНТ-25 Валерия Чкалова, а через три недели - 12 июля по тому же маршруту вылетел однотипный самолет Михаила Громова. -

Правда, теперь это работа не по доводке самолета, а работа по доводке себя – своей личности, психики. Всегда подтянутый, аккуратный и опрятный Громов знает, что в жизни все взаимосвязано и мелочей нет.

Но похоже, что в своем стремлении к совершенству аристократичный Громов был невыносим. А вот разгильдяй Валерий Чкалов – позитивен, демократичен, а также открыт для душевного общения и для дружбы. Даже если это дружба взасос с Отцом всех времен и народов.

Без сомнения позволить себе такой поступок мог только смелый и чистый человек. Что бы там ни говорил позже Громов - что, типа, Чкалов был подхалимом. Если и был какой-то у него подхалимаж, то детский, наивный - непрофессиональный.

Характеры командиров самолетов внесли коррективы и в ход выполнения рекордных перелетов. Полет экипажа Чкалова протекал сложно, но не только потому, что первым всегда тяжело. Чкалов не был подготовлен к слепым полетам и вся нагрузка в рекордном перелете, который протекал в сложных метеоусловиях, легла на второго пилота Георгия Байдукова. Экипаж выбился из графика полета и, хотя благополучно достиг Америки, но рекорда дальности не установил.

О тщательности подготовки к аналогичному перелету Громова говорит тот факт, что на своем АНТ-25 он приказал откусить выступающие внутрь концы заклепок обшивки и силового набора самолета. В результате этого удалось дополнительно выиграть несколько сотен килограмм взлетного веса и взять больше горючего. Самолет Михаила Михайловича и установил рекорд дальности по прямой. Машина находилась в воздухе 62 ч 17 мин, преодолев расстояние 11 500 км. Полет мог бы быть еще длиннее, если бы линия маршрута не уперлась в границу с Мексикой. Самолет сел с еще не пустыми баками. Для сравнения: протяженность перелета Чкалова составила 8504 километра.

Однако, до конца своей жизни Громов так и не простил Чкалову того факта, что не он вылетел первым. Ирония судьбы заключается в том, что именно Громов в 1922 году учил летному мастерству Чкалова в Серпуховской летной школе. Впрочем, время расставило все на места.

Валерия Чкалова не стало уже в следующем после рекордного перелета году. Понадеявшись на свое летное мастерство, в 1938 году он разбился на опытном истребителе, который был неисправен. Все, включая пилота, знали об этом. Как это обычно бывает, смерть только увеличила популярность героя.

Примечательно, что оба летчика-испытателя будут конкурировать между собой и после смерти Чкалова.

Лишенный чкаловской харизмы зануда Громов будет летать еще почти 10 лет, уйдет на административную работу и доживет до преклонных лет. В частности, именно этому аккуратисту Сталин поручит организацию Летно-исследовательского института в Жуковском на рубеже 30-40х годов. Впоследствии он будет носить имя Михаила Громова. Здесь же, по его инициативе, после войны будет открыта Школа летчиков-испытателей.

Именем Чкалова назовут вторую ведущую летно-испытательную организацию в нашей стране – Научно-исследовательский институт военно-воздушных сил (ныне это Государственный летно-испытательный центр в Ахтубинске). Назовут, несмотря на то, что никому неизвестный тогда Чкалов прослужил там всего три года – с 1931 по 1933 год. Помимо НИИ ВВС, еще много организаций и предприятий в нашей стране будут носить имя Чкалова.

Но несмотря на то, что, словосочетание «летать по-чкаловски» стало синонимом летного мастерства, в профессиональной среде летчиков-испытателей мастером летного дела считается Михаил Громов.

В том числе и потому, что Михаил Михайлович заложил основы научной методики подготовки летчиков-испытателей, а также испытаний новых машин. Все его рекомендации используются в летном деле до сих пор.

http://avia-gorizont. livejournal. com/58475. html