Удостоенных звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны было 11 739 человек, в том числе3051 – посмертно.

Среди Героев и дважды Героев Советского Союза, получивших это звание за фронтовые подвиги, больше всего летчиков. В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, первые Золотые Звезды Героев получили молодые летчики 158-го истребительного авиационного полка,

младшие лейтенанты Степан Здоровцев и Петр Харитонов, таранившие под Ленинградом

немецкие бомбардировщики, и младший лейтенант Михаил Жуков, сумевший сбить несколько немецких самолетов.

В конце июля капитан Николай Гастелло – командир эскадрильи 207-го авиационного полка 42-й бомбардировочной авиационной дивизии во главе своего экипажа (штурман – лейтенант А. Бурденюк и стрелок – лейтенант А. Калинин) – направил свой подбитый, объятый пламенем самолет на скопление немецких войск.

Этот подвиг был не однажды повторен в годы войны. На протяжении всей войны наши летчики проявляли массовый героизм. В начальный период они оказали героическое сопротивление опытному, технически превосходящему противнику…

Несмотря на большой урон, нанесенный авиации в первые дни войны в результате массированной бомбардировки аэродромов, врагу не удалось сломить величайший моральный дух наших авиаторов. Господство в воздухе немецких асов оказалось временным.

В августе 1942 года, выступая по радио, шеф гитлеровских Люфтваффе Герман Геринг клятвенно

заверил своих соотечественников, что ни одна бомба не упадет на города Германии. В эти же дни наши бомбардировщики нанесли удары по ее столице. Английская газета «Дейли телеграф» писала тогда: «… налет русской авиации на Берлин застал немцев врасплох. Русские гигантские бомбардировщики разбомбили предприятия и электросиловые станции в окрестностях Берлина». Прославившие себя в Европе Люфтваффе начали регулярно терпеть поражения в небе Москвы, Сталинграда, Кубани, Курска.

Высокие боевые качества советских ВВС особенно ярко проявились также в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской. Таранные удары в воздухе прочно вошли в практику боя летного состава всех родов авиации. К примеру, в ходе Великой Отечественной войны летчики-истребители применили воздушный таран в бою около 600 раз. Таранные удары наносились также по наземным целям. Их еще называли огнен-ными таранами. За годы войны летчики-штурмовики совершили около 300 огненных таранов.

Но героизм наших летчиков проявлялся не только в применении таранного удара.

Он, прежде всего, заключался в их стремлении нанести врагу максимальный урон, невзирая

на его численное преимущество или другие неблагоприятные условия. Обычно наши летчики от боя не уклонялись, героически сражались с превосходящими силами противника. Кроме этого, ответственность за судьбу своих боевых товарищей и безусловное стремление к выполнению боевой задачи также лежали в основе подвигов наших летчиков. Так, старший лейтенант Александр Покрышкин, в будущем трижды Герой Советского Союза, на второй день войны вступил в бой с пятью «мессершмиттами» и один самолет сбил. Старший лейтенант Александр Горовец вступил в бой с 20 (!) немецкими бомбардировщиками, проявил высочайшую профессиональную выучку и уничтожил в этом бою девять машин противника, за что был удостоен звания Героя Советского Союза…

Развивая тактику воздушного боя, советские летчики в ходе боевой деятельности добивались выдающихся результатов.

Среди них трижды Герои Советского Союза – гвардии майор Кожедуб и полковник Покрышкин, дважды Герои Советского Союза – гвардии майор Николай Гулаев, гвардии капитан Павел Головачев, гвардии майор Павел Плотников, гвардии майор Василий Ефремов, гвардии майор Леонид Беда, гвардии майор Михаил Одинцов и многие-многие другие.

Александр Покрышкин очень тщательно отрабатывал тактические приемы воздушного боя, внимательно изучал тактику неприятеля и охотно делился своим опытом с молодыми летчиками. 30 его учеников стали впоследствии Героями Советского Союза, а шестеро из них дважды удостоились Золотой Звезды Героя. За годы войны только они уничтожили более 500 немецких самолетов.

В дальнейшем Военно-воздушные силы Советской армии завоевали безоговорочное господство в воздухе и завершили войну победителями.

Если в операциях 1941 года участвовало 200 – 500 самолетов, то в 1943 – 1945 годах – до нескольких тысяч, а в Берлинской операции 1945 года – до 8400 самолетов.

За годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили около четырех миллионов боевых вылетов и сбросили на врага 30, 5 миллионов бомб. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 55 тысяч немецких самолетов.

Но эта Победа досталась нам дорогой ценой. Десятки тысяч советских летчиков погибли…

За безупречное выполнение боевых заданий, героизм и мужество, проявленные при этом,

около 200 тысяч летчиков и авиационных техников отмечены государственными наградами. 2420 человек удостоены почетного звания Героя Советского Союза. 65 Героев отмечены этим званием дважды.

Среди них Амет-хан Султан.

Во время войны он совершил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, в которых лично сбил 30 самолетов и в групповых боях – 19.

После Победы много лет ра-ботал в Летно-исследовательском институте в Жуковском, стал Заслуженным летчиком- испытателем…

Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, как уже отмечалось, за выдающиеся заслуги перед Родиной трижды награждались Золотыми Звездами Героев.

Почетными наградами были отмечены не только отдельные летчики – авиационные соединения и части в полном составе.

Так, за чудеса мужества и героизма, проявленные 14 - м истребительным авиационным полком Военно-воздушных сил Балтийского флота, он был награжден тремя орденами, стал гвардейским, получил почетное наименование «Ропшинско-Гатчинский» и «Клайпедско-Кенигсбергский».

Это только один пример.

Две трети авиационных соединений и частей получили почетные наименования, более одной

трети удостоены звания гвардейских…