Илья Муромец и его потомки — реальные персонажи истории
1 января православные чтут святого воина-монаха Илию Муромца Печерского.
Российские воины почитают Илию Муромца как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения РФ).
Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Однако имеется его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Илья Муромец –один из самых популярных героев русского эпоса, при этом не сказочный персонаж, а реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. АкадемикД. С. Лихачёв оценивал древнерусский эпос, народные песни, былины как очень ценные исторические документы. «Древнерусская литература, — был уверен он, — не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного».
Как утверждает журнал Московской патриархии: «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными».
Православная церковь причислила народного героя к лику святых в 1643 году, в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.
«…Преданья старины глубокой»
В 1188 году в Киево-Печерской обители почил преподобный старец Илия, память которого Русская православная церковь празднует 1 января. В народе этот святой более известен как великий русский богатырь Илья Муромец. Для него был специально воздвигнут особый богатырский придел в киевском храме. После канонизации останки Ильи перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 году эти мощи были описаны иноком Афанасием Кальнофойским, который и определил, что Илья Муромец преставился в 1188-м. В церковно-исторической литературе также зафиксировано свидетельство московского священника-старообрядца Иоанна Лукьянова, записанное в 1701 году: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке».
Научные исследования, проведенные в 1989–1992 годах в Киево-Печерской лавре, полностью подтвердили историческую подлинность личности былинного богатыря.
Группа учёных исследовала покоящиеся в Ближних пещерах лавры мощи «Ильи из града Мурома» и официально признала, что они принадлежат тому самому Илье Муромцу – из героического народного эпоса.
«Исследования проводились три года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Разумеется, участвовали и сотрудники Института геологии Академии наук, и именно в этом институте проводилось исследование по датированию останков», — свидетельствует профессор Борис Валентинович Михайличенко, активный участник научного исследования мощей лаврских святых, работавший в то время заведующим кафедрой судебной медицины Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца.
По мнению Михайличенко, причина смерти Ильи Муромца – тяжёлое ранение. «У него рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, он умер от этой раны. Кроме того, у него была переломана правая ключица. Сломаны также были второе и третье ребро, рентгенологи нашли костные мозоли. То есть эти переломы были получены еще при жизни в каких-то боях, а потом зажили. Именно в таких случаях образовываются костные мозоли. Хорошо видно рану на ладони, судя по всему, тоже от какого-то холодного оружия –плоско-колющего предмета.
Давайте вспомним былины. Там он описывается как человек богатырского телосложения. Проверяем. Длина тела, то есть рост — 177 см. Для того периода времени это был человек высокого роста, ведь основная масса населения была ниже. Например, рост других святых из лавры 160–165 см.
Далее — на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была хорошо развита мышечная система. Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе были обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Эти изменения характерны для акромегалии, акромегалоидного акцента. Люди в состоянии акромегалии имеют непропорционально большие части тела. Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят — «косая сажень в плечах», по-украински их называют «кремезні». У них большие конечности, большая голова, то есть богатырский вид. Совпадает внешний вид с описанием из былин? Конечно!Смотрим дальше. Согласно былинам, он 33 года лежал на печи, потом его исцелили, и он пошел защищать землю Русскую. Согласно рентгенологическим исследованиям, у него было специфическое заболевание — спондилоартроз. По симптоматике эта болезнь похожа на радикулит, и в таком состоянии люди имеют ограниченную подвижность. В течение какого-то промежутка времени человек не двигается или частично не двигается. 33 года, о которых говорится в былинах, — скорее всего, гипербола. Но то, что какое-то время он не двигался, — это точно. И еще один аргумент — это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу».
Точная дата рождения Ильи Муромца неизвестна. Однако доподлинно установлено, что на момент физической смерти возраст старца был всего лишь… 40 – 45 лет!
Самым главным итогом проведённых научных исследований историки считают развенчание мира о том, что Церковь якобы необоснованно использует авторитет народного любимца. «Долго считалось, что эти мощи – результат сознательной или несознательной ошибки, а тут именно наука доказывает правдивость древней традиции», –пишет историк Владислав Дятлов, автор нескольких книг о православных святынях.
«Бывает, что о святом подвижнике до нас доходят скупые сведения. Но вместе с ними мы наследуем из прошлого традицию почитания данного угодника Божия, отраженную в памятниках письменности. При этом мы осознаем, что современники рождения традиции располагали более подробными данными о подвижнике и не сомневались в обоснованности почитания, – поясняет Дятлов. – Так и произошло с Ильей Муромцем –традиция появилась раньше научного объяснения. Но наука в итоге лишь доказала традицию».
Это мнение разделяет и архимандрит Нестор (Соменок): «В древности была традиция почитания святого Ильи Муромца. А житий не было у многих древних святых, в частности, и у митрополита Илариона, автора «Слова о законе и благодати». Кроме того, серьезным аргументом в пользу святости является и сам факт того, что мощи Ильи покоились в лаврских пещерах, где обычно не хоронили воинов, какими бы выдающимися ни были их заслуги перед Отечеством».
«То, что он ушел в монастырь, говорит о том, что Илью уже не связывало его героическое прошлое. Его душа оказалась сильнее его богатырского тела», – уверен архимандрит Нестор.
Илья Муромец по прозвищу Гущин
В газете «Муромский край» (№ 102, 8 мая 1914 г. ) была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов — доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Прозвище «Гущины» стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор называют себя потомками былинного богатыря.
Также есть предположение, что и карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины тоже являются его потомками. Из старинных былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что до 33 лет «не имел Илья во ногах хождения». За долгие годы болезни приобрёл он великое терпение, смирение, кротость и крепкий, как кремень, характер. Чудесным образом избавившись от болезни, Илья посвятил свою жизнь служению Отчизне. Он много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха.
Известно, что богатырь Муромец не знал поражений, но никогда не проявлял гордыни и был милостив к поверженным врагам. Тяжкое ранение, полученное по ходу одного из многочисленных сражений, стало причиной завершения его славных ратных дел в составе княжеской дружины.
Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре и посвятил последние дни своей земной жизни отстаиванию духовных ценностей.
Ученые, исследовавшие мощи святого, обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности Илья действительно мог страдать параличом. «Калики перехожие», которые явились в былине к нему, могли быть, предположительно, народными целителями, вправившими позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой версии, исцеление и сила – чудо, дарованное Илие Богом.
Местные предания рассказывают о том, как Илья Муромец после чудесного выздоровления изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы. У жителей этого села в особом почёте родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил сам Илья. Троицкая церковь в селе Карачарове, по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. Один из самых известных подвигов – победа над Соловьем-разбойником. Исследователи уверены, что это был не сказочный персонаж, а реальная личность – разбойник, который занимался грабежом в киевских лесах. О нападении он оповещал жертву свистом.
Сюжет о битве Ильи Муромца с Соловьем-разбойником имеет более 100 вариантов. В былинах Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.
«Спокойное величие древнего эпоса дышит во всех рассказах, и лицо Ильи Муромца выражается, может быть, полнее, чем во всех других, уже известных сказках», — писал А. С. Хомяков в предисловии к первой публикации былин из собрания П. В. Киреевского (Московский сборник, 1852). В то время былины еще считались сказками. А в 1860 году в первом выпуске Песен, собранных П. В. Киреевским, была опубликована «Заметка о значении Ильи Муромца» К. С. Аксакова, с которой, по сути, и начинаются попытки осмысления этого образа.
Константин Аксаков первым обратил внимание, что образ Ильи Муромца является своеобразным рубежом, отделяющим две эпохи в развитии русского эпоса. «Илья Муромец, — заострял внимание он, — не принадлежит к титанической, но к богатырской эпохе; он есть величайшая, первая человеческая сила».
В 1869 году вышло первое фундаментальное исследование «Илья Муромец и богатырство киевское» Ореста Миллера, ставшее стартом научного изучения образа центрального героя русского эпоса. Об Илье Муромце писали Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер, А. И. Соболевский, А. В. Марков и многие другие видные дореволюционные исследователи. В советское время издана книга В. Я. Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящены Илье Муромцу, а также уместно отметить статью и комментарии А. М. Астаховой к изданному ею основательному труду «Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958).
«Илья Муромец, — пишет Астахова, — это образ огромной, осознающей себя разумной, целесообразно направленной силы. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе, прежде всего, как сберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему также приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа».
Русское воинство считает святого богатыря своим небесным заступником (покровитель РВСН). В 1998 году на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
Гущины – славные потомки легендарного богатыря
В Карачарове был восстановлен храм, где 1 января 1993 года установили икону святого с частицей его мощей. Образ исполнил муромский художник- иконописец И. Сухов по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частицу мощей преподобного передал местный музей. В 1994 году на городском кладбище была заложена часовня во имя святого богатыря. Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых, и изображается на иконах для монастырей и храмов.
***
Село Карачарово в настоящее время входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не в силах была тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.
Прапрадеду сестер Гущиных Ивану Афанасьевичу передалась богатырская сила Ильи Муромца. Он был способен тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участвовать в кулачных боях из-за смертельной силы удара.
***
Во время Великой Отечественной войны, по ходу Ельнинско- Дорогобужской операции, в бою у деревни Плотки Глинковского района Смоленской области командир взвода второй миномётной роты 253-го гвардейского стрелкового полка 85-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии лейтенант Константин Иванович Гущин, заменив выбывшего из строя командира роты, организовал отпор наступающим гитлеровцам.
После того, как закончились боеприпасы и погибли почти все бойцы подразделения, он вооружился оглоблей от повозки и пошёл с ней в контратаку, используя оглоблю как дубину. 37 фашистов, со следами характерных ударов, погибло в той жаркой схватке. Могучий потомок былинного богатыря лейтенант Гущин был награждён за этот бой орденом Красной Звезды.
Как не вспомнить второе прозвище его знаменитого предка: «Чоботок» (Сапожок). Прозвали так Илью после того, как ему пришлось обороняться от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как написано об этом в документе Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
И это был не единственный случай, когда Илья сподобился обороняться не традиционным оружием. В одной из былин одолеть многочисленных разбойников богатырю помог шлем:
И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет —
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет —
дак переулочек.
Предок бил супостатов сапогом и шлемом, потомок – оглоблей, родственная связь геройских воинов очевидна!
***
В XXI веке я регулярно общаюсь, в соцсетях, с Гущиным Николаем Васильевичем. 13 августа поздравил его с 75-летием. Родился будущий лётчик-снайпер в 1946 году в деревне Приозёрке Тюкалинского района Омской области. Был восьмым ребёнком в семье. Отец – Гущин Василий Павлович (1905–1985). Мать – Гущина (Дорохина) Агафья Георгиевна (1906–1976). В 1964 году он успешно окончил 11 классов Старосолдатской средней школы и поступил в Оренбургское Высшее военное авиационное училище лётчиков (ОВВАУЛ), выпускником которого был Ю. А. Гагарин. Боевую службу начинал лейтенантом в авиации Северного флота. Потом были Египет, Балтика, Южный Йемен, Ливия, Мозамбик, Венгрия и Пакистан.
Потомок легендарного богатыря Ильи Муромца, пилотируя самолёт Ил-38, видел с высоты гораздо выше птичьего полёта волны Баренцева, Норвежского, Северного, Гренландского, Средиземного, Балтийского, Чёрного, Аравийского морей, Персидского залива, Северного Ледовитого и Индийского океанов. Былинный предок мог бы позавидовать!
«В 1984 году был представлен к званию Героя Советского Союза, но завистники написали анонимку в ЦК КПСС. Проверка не подтвердила содержание подмётного письма, однако, чёрное дело было сделано: злой навет оказался результативнее американского палубного истребителя-перехватчика, пытавшегося в 1980 году утопить мой экипаж в Индийском океане. Там, в открытом противодействии, сибирский характер оказался сильнее, а на Родине удар в спину из-за угла стал неотразимым» – рассказал полковник в отставке Николай Гущин в своей автобиографии, опубликованной им намоём интернет-портале «Наша Московия».
Увы, подлость так же живуча, как и храбрость. В стародавние времена далеко не все современники Ильи Муромца были Божьими угодниками. И спустя века ангельская святость пока не стала нормой жизни.
Послесловие
В XIX веке художник В. М. Васнецов написал ставшую широко известной картину «Богатыри» (Три богатыря). Этот шедевр приобрёл Павел Михайлович Третьяков, и уже более столетия он украшает Третьяковскую галерею. Сам Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
На полотне размером 295, 3 на 446 см почти в натуральную величину изображены три русских богатыря. Илья Муромец –в центре, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Главная идея этого масштабного полотна — показать духовную мощь былинных героев, защитников Святой Руси, ставших символами светлых сил нашего Отечества. В ХХ веке по мотивам былин об Илье Муромце в Советском Союзе был снят художественный фильм и несколько мультфильмов.
А ещё имя былинного богатыря получил самолёт-великан, грандиозная авиационная новинка своего времени. «Илья Муромец» был создан под руководством И. И. Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе. Впервые он поднялся в небо 10 (23) декабря 1913 года. На этом самолёте установлено несколько мировых рекордов грузоподъемности и дальности полета, в том числе совершен перелет Петербург – Киев в июне 1914 года.
Строился он серийно в 1914–1918 годах в различных модификациях, всего было изготовлено 73 экземпляра. Использовался«Илья Муромец»в Первую мировую и Гражданскую войны как бомбардировщик, штурмовик и дальний разведчик (на колесном, лыжном и поплавковом шасси). В декабре 1914 года эти самолеты были собраны в «Эскадру воздушных кораблей» – первое соединение тяжелой авиации. После Гражданской войны на уцелевших машинах «Илья Муромец» были организованы почтово-пассажирские перевозки на линии Москва – Орел – Харьков.
Много веков назад завершил земную жизнь легендарный богатырь Илья Муромец. А образ его не тускнеет в памяти народной. Сегодня, как и тысячу лет назад, наше Отечество нуждается в наличии могучих защитников от врагов внешних и внутренних. Покой нам только снится – противостояние Добра и Зла продолжается.
Сергей Муравьёв
Комментарии:
Антапка
Надо про русских богатырей побольше. Крепит народный дух.
ус
Спасибо автору за замечательную статью написанную образным языком. Автор верно отмечает Главное разумное использование Силы Героем. Рад, что это сохранилось и по ныне. Возможно поэтому Илья стал Символом России и мышления русских. Спасибо редакции за сочетание уровней, в предлагаемых статьях—научности, образности и информированности
молчун
Обязательно буду смотреть ТВ- заикнется кто-либо из ведущих или опять все новости. . . . про любителей сала!
Наташа
Мне повезло прикоснуться к истории: в 1970 году мы с нашей учительницей по географии на зимних каникулах совершили экскурсию в город- герой Брест, посетили Брестскую Крепость, и на обратном пути домой, в Ростов-на-Дону, на пару дней остановились в другом городе-герое Киеве и посетили Киево-Печерскую лавру и видели там Илью Муромца. Как обьяснил нам экскурсовод, почва, в которой вырыты Ближние и Дальние Пещеры, обладает таким составом, что тела умерших не разлагались, а превращались в мумии. Оглядываясь назад, понимаю, что мы неосознанно воспроизвели историческую связь между героями Брестской крепости и былинными героями
Сергей
/. . . . противостояние Добра и Зла продолжается.
В стране о героях русских говорить не принято. «Стесняются». Куда благородней ринуться в политику. Там больше политического базара, драмы, многомиллионной аудитории, площадки для говорильни.
Какие там герои, когда можно трещать всяким режиссерам (один из них кричит, что он полукровка) всякую ерунду, чтобы не «допущать» русского духа.