Легенды города Жуковского: Римантас Станкявичюс.
Из команды «Бурана»
Одна из небольших улиц в старой части города Жуковского носит имя заслуженного летчика – испытателя Ри́мантаса Анта́наса Станкя́вичюса. Названа в честь знаменитого летчика она была в начале 90-х годов ХХ века. Изначально это был Пионерский проезд. И название было дано не случайно. Рядом располагались подростковый клуб «Дружба» и Дом пионеров. Целыми днями здесь гуляла детвора, в каникулы в соседних дворах, благодаря вожатым по месту жительства, проходила масса интересных мероприятий для детворы с обязательным пионерским костром.
Сегодня эта улица тиха и спокойна. С одной стороны, улица находится в центре Жуковского, а с другой – удалена от шума городского. Улица утопает в зелени и соединяет между собой улицы Маяковского и Чкалова. В летнюю жару здесь приятная тень. По ней мало ездит машин. Редкие прохожие, спешащие по своим делам, вряд ли задумывается над вопросом – чем был знаменит человек, в честь которого названа одна из улиц наукограда.
Дорога в небо
Родился Римантас Станкявичюс в оккупированном нацистской Германией городе Мариямполе 26 июля 1944 года, за пять дней до освобождения города частями Советской армии. В 1962 году был призван на службу в ряды Советской Армии. В 1966 году окончил Черниговское ВВАУЛ.
С 1971 по 1972 год участвовал в боевых действиях в Египте. Совершил 25 боевых вылетов. За это был награжден орденом Красной Звезды. Позже работал инструктором в Центре боевого применения ВВС в туркменском городе Мары. А потом приехал в город Жуковский. Здесь он в 1975 году окончил Школу летчиков-испытателей и с мая этого же года был принят на испытательную работу в Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова.
Станкявичюс провел ряд испытательских работ на самолетах-истребителях по тематике института. Выполнил большое количество работ по устойчивости и управляемости самолетов, по двигателям и системам силовых установок, жизнеобеспечению и вооружению. Участвовал в испытаниях по выработке концепции самолета ближнего воздушного боя, можно говорить, что его работы по исследованию концепции ближнего воздушного боя подняли престиж ЛИИ, а всемирная слава самолетов МиГ-29 и Су-27 была подготовлена, в том числе и полетами Станкявичюса. Провел испытания МиГ-29 на штопор.
. . . и в космос
12 июля 1977 года Римантас Станкявичюс был зачислен в первую группу советских космонавтов, готовившихся к полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран». После окончания в 1980 году Центра подготовки космонавтов, он стал космонавтом -испытателем Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей, а через восемь лет заместителем начальника. В это время была создана группа летчиков-испытателей для подготовки к полетам на многоразовом космическом корабле «Буран». Первоначально в неё вошли пять человек: И. Волк, А. Левченко, Р. Станкявичюс, О. Кононенко и А. Щукин. По программе подготовки проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на летающих лабораториях Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, оснащенных системой управления «Бурана». Летная подготовка являлась одним из основных разделов для космонавтов-испытателей и велась по направлениям специальной летной подготовки и профессиональной. Специальная — это стенды, летающие лаборатории от истребителей до Ту-154, который заставили летать, как истребитель, а профессиональная подготовка — это практическая испытательная работа по тематике ЛИИ. Освоение профессии космонавта-испытателя проходило без отрыва от работы летчика-испытателя. Попутно разрабатывался метод текущего контроля уровня подготовленности летчика в количественных показателях, учитывающих качество выполнения режимов, их сложность, уровень напряженности летчика, экспертную оценку инструктора и многое другое. Полеты Станкявичюса на уникальном «Буране» и всех его товарищей по отряду Игоря Волка — вершина профессии испытателей. В качестве второго пилота участвовал в первом полете «Бурана» на горизонтальных летных испытаниях, его первой автоматической посадке, и его первом полностью автоматическом полете (23. 12. 1986). Ряд полетов выполнил командиром «Бурана». Совершил 14 полетов на аналоге БТС-02, включая и первую полностью автоматическую посадку 16 февраля 1987 года.
4 октября 1989 года Римантасу Станкявичюсу было присвоено почетное звание, Заслуженный летчик-испытатель СССР.
Погиб он 9 сентября 1990 года в катастрофе самолёта Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареде (Италия), похоронен в Каунасе (Литва).
На Быковском мемориальном кладбище Римантасу Станкявичюсу установлен памятный знак. И каждый год сюда приходят его друзья и коллеги, чтобы почтить память одного из выдающегося советских летчика.
Людмила Луговская
на фото Герой Советского Союза, космонавт — испытатель Игорь Волк и заслуженный летчик — испытатель Римантас Станкявичюс на фоне легендарного «Бурана»