Второе рождение крымского «Моря»: чем удивит «разбомбленный» Киевом судостроительный завод
«Такое впечатление, что завод бомбили, Украина хорошенько по нему прошлась «ковровой бомбардировкой»», — написал на своей странице в Facebook Дмитрий Рогозин, который не только осмотрел цеха предприятия с земли, но и облетел территорию на вертолете. К счастью, после украинского (откровенно неудачного) этапа в своей биографии «Море» ждет новая жизнь. Ему обещано и обновление производственной базы, и солидные заказы.
Когда-то этот завод был, что называется, флагманом отечественного кораблестроения. Здесь делали уникальные суда, прежде всего «Ракету» — знаменитый катер на подводных крыльях, а также пришедшие ему на смену «Комету» и «Восход». Подсчитано, что на предприятии было изготовлено до 40 процентов судов подобного типа, построенных в мире.
А с середины 1980-х годов феодосийский завод стал местом производства десантных кораблей на воздушной подушке амфибийного типа «Зубр». Это самый большой в мире корабль такого типа: он может транспортировать три основных танка суммарной массой до 150 тонн, либо 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта или 8 БМП. Если же разместить на корабле только личный состав, то он легко может принять до полутысячи десантников.
акие корабли до сих пор состоят на вооружении в ВМФ России, и наших недоброжелателей очень беспокоит тот факт, что для «Зубров» доступно 70 процентов береговых линий морей и океанов планеты…
Однако в последние годы производственная база под Феодосией была похожа на выжженную землю. Завод стоял без заказов, а с его территории украли все, что только смогли демонтировать. Разобрали даже подъездную железнодорожную ветку. Лучшие инженерные и рабочие кадры уехали на заработки в Россию. Украинскую власть не особо волновали перспективы феодосийских корабелов. Единственным проявлением деловой активности стал заключенный в 2010 году контракт с Китаем на поставку двух «Зубров» и продажу технической документации на них.
«Рособоронэкспорт» тогда выступил с протестом, заявив, что продажа документации незаконна, так как это нарушает интеллектуальную собственность России, поскольку проект был разработан петербургским ЦМКБ «Алмаз». Тем не менее в 2012 году один из кораблей был передан заказчику, а вот при строительстве второго произошло ЧП: из-за нарушений технологии и износа оборудования уже готовая конструкция упала со стапелей, погибли двое рабочих.
Еще сложнее оказалась ситуация с производством продукции для нужд самой Украины. «Прорывным» для завода был назван проект… небольшого пограничного катера «Орлан», предназначенного для борьбы с контрабандой и браконьерством. Скромный кораблик длиной 25 и шириной 5 метров с экипажем в 9 человек должен был существенно обновить «боевой состав» Госпогранслужбы Украины. Однако из восьми плавсредств удалось построить и передать заказчику всего один. Судьба остальных, предполагавшихся к строительству неизвестна.
Сегодня с украинским прошлым в судьбе «Моря» готовы покончить раз и навсегда. В том числе — в буквальном смысле. Остатки прежних заказов Незалежной, давно превратившиеся в хлам и металлолом, будут разобраны на сырье либо переданы для нужд ВМФ. Надо предполагать — на плавучие мишени, если, конечно, их удастся как-то доставить в районы выполнения стрельб.
Знаменитый феодосийский судостроительный завод «Море» ждет второе рождение. О восстановлении предприятия заявил зампред правительства России Дмитрий Рогозин, побывавший здесь в начале месяца. Визит на завод вызвал у вице-премьера уныние.
Остальное же просто пойдет на переплавку.
Существенным преобразованиям подвергнется производственная база завода. Кстати, он уже получил и свое новое имя: Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море». В числе объектов, которые предстоит восстановить после «украинской бомбардировки», — слип (наклонная береговая площадка для спуска судов со стапеля на воду). После реконструкции она сможет принимать корабли водоизмещением уже свыше 800 тонн.
Первый этап модернизации завода пройдет до осени этого года, отмечают на предприятии. Пока здесь полностью рассчитались по зарплатным долгам перед сотрудниками, выполнили все налоговые платежи и отчисления во внебюджетные фонды. А по словам директора завода Олега Зачиняева, уже заключены и первые контракты, которые обеспечат предприятию загрузку уже до 2018 года. К примеру, начато строительство водолазного катера.
Вообще, по большому счету, «Море» — это не только судостроительный завод. Это еще и проектно-конструкторское бюро, способное разрабатывать проекты кораблей и судов из алюминиевых сплавов и стеклопластика, это машиностроительное, трубообрабатывающее и механомонтажное производство. Это и так называемое сдаточное производство — полный цикл испытаний (швартовные, ходовые, приемно-передаточные) строящихся судов.
Причальные набережные завода оборудованы системами сжатого воздуха, водоснабжения, пожаротушения, заправки топливом, освещения. Акватория позволяет выполнять испытания и прием судов длиной до 90 и осадкой до 5 метров. На заводе заявляют, что готовы хоть завтра начать выпуск судов типа «Гриф» и «Восход» с объемом производства до десятка единиц в год, либо до четырех морских судов на подводных крыльях «Олимпия», пассажировместимостью до 250 человек и дальность плавания до 300 миль.
Кстати, Дмитрий Рогозин также подчеркнул, что на «Море», помимо военных, в перспективе будут размещаться и заказы для гражданской сферы. Например, для туристической отрасли. Вице-премьер пояснил, что речь идет как раз о катерах на подводных крыльях. Заказчиками этих судов могут стать и власти Крыма: катера послужат полуострову для обеспечения транспортного сообщения и развития туризма. Зримой приметой возрождения «Моря» стало и то, что кадровая служба завода приступила к работе по возврату квалифицированных специалистов, ранее работавших на предприятии, и поиску новых сотрудников.
Город русских моряков. И корабелов
К обновлению готовится и еще одно судостроительное предприятие региона — Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе. Основанный в 1783 году, он долгие годы оставался одним из градообразующих предприятий города, одним из символов Севастополя. Под «умелым» управлением украинских менеджеров «Севморзавод» пришел в упадок.
За считаные годы одна из старейших российских верфей, у причалов которой корабли и суда стояли в прежние годы по два-три корпуса, оказалась в состоянии стагнации. После приватизации и акционирования, перехода от одного владельца к другому от 16-тысячного коллектива осталось всего около двух сотен работников — преимущественно охрана да «управленцы».
«Севморзавод» остался практически без заказов, рабочие — без зарплат. Предыдущие владельцы, по сути, банкротили уникальное предприятие. И вот зачем: уж очень дорогой стала в последние годы земля в центре города. Для сноса заводских цехов и строительства на их месте элитной недвижимости не хватило только времени. . .
Воссоединение Севастополя и Крыма с Россией и курс на возрождение судостроительной отрасли полуострова вдохнули сюда новую жизнь. Сегодня завод является филиалом АО «Центр Судоремонта «Звездочка». Его востребованность обусловлена уникальными природными характеристиками: защищенностью акватории от волнового воздействия, наличием незамерзающей бухты и отсутствием приливных колебаний.
Это дает возможность круглогодично выполнять весь цикл судоремонтных работ, в том числе доковых и достроечных. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, финансирование на реконструкцию и техническое перевооружение завода предусмотрено как в рамках «Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя на период до 2020 года», так и за счет собственных средств ОСК.
Это около 7 млрд рублей до 2020 года. «Для нас сейчас самое главное — закончить проектно-сметную документацию по модернизации, — отмечает глава ОСК. — Это станет основой для открытия финансирования».
Как подчеркивает директор филиала АО «Центр судоремонта «Звездочка» в Севастополе Игорь Дрей, за несколько минувших месяцев уже удалось выполнить ремонт ряда судов, обеспечить работы на новейшей подлодке ЧФ «Новороссийск».
В настоящее время ведется ремонт парусного учебного судна «Херсонес», а еще один док недавно покинул средний морской танкер Черноморского флота «Иман». Для обслуживания подводных лодок и выполнения всех видов их ремонта, включая аварийный, на заводе организовано специальное проектное техническое бюро Черноморского флота. Штат предприятия расширился вдвое, но людей не хватает, и объявления о приеме на работу распространяются даже в соседних регионах России.
Как отмечают на заводе, за пять лет будет проведена его полная реконструкция, выполнено техническое перевооружение. Это позволит самостоятельно, без привлечения сторонних организаций выполнять весь комплекс работ по ремонту надводных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.
«А еще мы мечтаем не только ремонтировать корабли и суда, но и строить их, — подчеркивает Игорь Дрей. — Рассчитываем уже в этом году стать участником программы Гособоронзаказа. Но это уже совсем другой уровень качества проводимых работ и совсем другой уровень ответственности».
Автор: Дмитрий Сергеев
Фото: Минобороны РФ, Лев Поликашин/РИА Новости, Artem Svetlov/Flickr, Дмитрий Рогозин/FaceBook
http://tvzvezda.ru/news/opk/content/201604130756-8s1k. htm