Чтобы помнили
С детства мне запомнился рассказ о красноармейце, не покинувшем свой пост и сгоревшем во время пожара. Не знала я тогда, что это событие произошло в Коломне в 1922 году и что рассказ этот был о Прокофии Чернышёве.
Так получилось, что живу я сейчас недалеко от того места, где сгорел в пламени 22-летний часовой. Долгие годы это было тихое место, редко кто сюда захаживал. С одной стороны поля — хутор Лайс, с другой — Пороховушка. Однако в последние годы местность вокруг Пороховушки превратилась в помойку, а полтора года назад сюда пришли землекопы и райская жизнь всех обитателей закончилась.
Я думаю, если бы люди знали историю этого бывшего военного поля, то не стали бы планировать прокладку канализации рядом с пороховыми погребами. Но остановиться, кстати, и сейчас не поздно.
Краеведы Коломны нашли много интересной информации о событиях, произошедших здесь в довоенное время. Помогают нам и жители других городов. Большое спасибо Пензенскому краеведческому музею, предоставившему нам копии плакатов художника Голованова Л. Ф.
Продолжение http://ermakovat34. livejournal. com/42381. html
Погибни, но отомсти
Вот еще один удивительный пример юного героизма из 1941-го…
Поселок Осинторф. В один из августовских дней гитлеровцы вместе со своими подручными из местных жителей — бургомистром, писарем и обер-полицейским — изнасиловали и зверски убили молодую учительницу Аню Лютову. В поселке к тому времени уже действовало молодежное подполье под руководством Славы Шмуглевского. Ребята собрались и постановили: «Смерть предателям!» Исполнить приговор вызвались сам Слава, а также братья-подростки Миша и Женя Теленченко тринадцати и пятнадцати лет.
К тому времени у них уже был припрятан найденный в местах боев пулемет. Действовали просто и прямо, по-мальчишески. Братья воспользовались тем, что мать в этот день ушла к родственникам и должна была вернуться только утром. Пулемет установили на балконе квартиры и стали поджидать предателей, которые нередко проходили мимо. Не просчитались. Когда те приблизились, Слава начал стрелять в них почти в упор. Но одному из преступников – бургомистру — при этом удалось бежать. Он доложил по телефону в Оршу, что на поселок напал крупный партизанский отряд (пулемет – штука серьезная). Примчались машины с карателями. С помощью ищеек оружие быстро нашли: Миша и Женя не успев найти более надежного тайника, спрятали пулемет на чердаке своего же дома. Обоих арестовали. Мальчиков жесточайше и долго пытали, но ни один из них не выдал врагу Славу Шмуглевского и других подпольщиков. Казнили братьев Теленченко в октябре.