МАКС остается в Жуковском

14 января 3:38

МАКС остался на своей земле

Как стало известно “Ъ”, Владимир Путин согласился не переносить Международный авиационно-космический салон (МАКС), проходящий в Жуковском, в подведомственный Минобороны РФ парк «Патриот» (Кубинка). Помимо летчиков, просивших президента оставить МАКС в Жуковском, идею переноса не одобрили и в правительстве, подсчитав, что только стоимость подготовки инфраструктуры в Кубинке cоставит под 100 млрд руб.

О том, что Владимир Путин согласился не переносить МАКС из Жуковского в парк «Патриот», “Ъ” рассказали источники в оборонно-промышленном комплексе, а также подтвердил чиновник в аппарате правительства. Идея появилась еще в феврале 2016 года. В сентябре того же года с официальным предложением перенести МАКС вышло Минобороны. Но на последнем авиасалоне в Жуковском несколько летчиков-испытателей попросили Владимира Путина сохранить проведение авиасалона на площадке ЛИИ имени Громова. Президент дал указание вице-премьеру Дмитрию Рогозину внимательно проработать вопрос. Господин Рогозин совместно с возглавляемой им коллегией Военно-промышленной комиссии (ВПК) подготовил доклад, на котором президент поставил свою подпись 28 сентября.

По сведениям “Ъ”, согласно документу, Минобороны предлагало чередовать МАКС, который проходит раз в два года, с ежегодным Международным военно-техническим форумом «Армия». Это предложение поддерживалось корпорацией «Ростех», указывается в докладе. Как уточнили “Ъ” в госкорпорации, если это решение будет принято, «Ростех» готов проводить МАКС в Жуковском, как и в прежние годы. В Минобороны получить оперативный комментарий “Ъ” не удалось.

Как утверждают источники “Ъ”, Минпромторг обратил внимание, что указанные объекты Минобороны должны соответствовать определенным требованиям к международным авиасалонам. Речь идет, в частности, о том, что на площадке должно быть 80 стационарных корпоративных шале и зрительский сектор площадью около 300 тыс. кв. м, зоны размещения пилотажных групп и подготовки самолетов к демонстрационным полетам площадью 140 тыс. кв. м, а также стоянка на 200 судов и взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной 3200 м. Военный аэродром Кубинка не располагает указанными выше объектами, а также находится на отдалении 15 км от парка «Патриот», где стоят павильоны. При этом ВПП в Кубинке требует масштабной реконструкции: ее длина составляет всего 2500 м, а толщина бетонного покрытия — 0, 3 м. Это не обеспечивает возможность полетов некоторых самолетов тяжелого класса (тогда как в Жуковском длина ВПП составляет 5600 м, а толщина — 1 м).

Кроме того, согласно официальной статистике за 2003–2017 годы, авиасалон за время проведения (шесть дней) посещают 400–500 тыс. человек, из которых 80% приезжают в выходные дни. В докладе подчеркивается, что для переноса авиасалона необходима подъездная автодорога к аэропорту в Кубинке, а целевые средства из бюджетных источников на ее строительство не предусмотрены. Также необходима реконструкция участка автодороги М-1 «Беларусь», которая запланирована только на 2020 год. У парка «Патриот» отсутствует и железнодорожное сообщение. «В этих условиях обеспечение транспортной доступности авиасалона и мобильности его посетителей является одной из главных проблем для организации столь масштабного мероприятия в г. Кубинке», — отмечается в документе. Между тем доля посетителей, прибывающих на авиасалон в Жуковском железнодорожным транспортом, составляет 70%, для чего требуется до 95 дополнительных поездов, а также 220 автобусов для перевозки посетителей от железнодорожных платформ до места проведения выставки.

По подсчетам Минфина, объем средств, необходимых только для обеспечения транспортной доступности аэродрома Кубинка и парка «Патриот», составляет 78, 9 млрд руб. Кроме того, дополнительные расходы (по оценкам ОАО «Авиапром», это около 18, 5 млрд руб. ) потребуются на приобретение специального оборудования для обеспечения безопасности полетов, организацию статической стоянки показа авиатехники, зоны подготовки к полетам, парковки на 40 тыс. машино-мест, а также контрольно-пропускные пункты для проверки 40 тыс. машин и 150 тыс. посетителей в день.

В правительстве подчеркивают, что в Жуковском есть вся вышеперечисленная инфраструктура и, кроме того, МАКС на сегодня финансируется «за счет внебюджетных источников без привлечения средств федерального бюджета». «По мнению специалистов, МАКС удачно встроен в график международных авиационных выставок, соответствует мировым стандартам и по числу участников является одним из мировых лидеров», — говорится в докладе.

По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, отказ перенести МАКС не следует расценивать как противостояние чиновников правительства и Минобороны: «Было проведено несколько совещаний. Сами предприятия, работающие не только в военном, но и в гражданском секторе, считали, что продвигать продукцию на международные рынки, находясь на объекте Минобороны, будет нереально». По словам собеседника “Ъ” в авиаотрасли, не стоит забывать о том, что авиасалон проходил в Жуковском «исторически», а значит, для «Ростеха» также было важно «оставить все как есть». «Условия для проведения авиасалона там по-настоящему уникальные по сравнению с другими мировыми салонами, а значит, и для “Ростеха” это позитивный исход», — подчеркнул собеседник “Ъ”.

Добавим, в 2017 году Минобороны добилось переноса в Кубинку международной выставки «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил». По данным “Ъ”, Дмитрий Рогозин доложил президенту о том, что в Нижнем Тагиле инфраструктура соответствует всем требованиям проведения выставок и «есть возможности организовать натурный показ робототехнических комплексов (систем) военного, специального и двойного назначения», включая БПЛА. В правительстве предложили раз в два года, начиная с 2018 года, проводить там узкоспециализированные выставки, в первую очередь показ продукции Уралвагонзавода (УВЗ), а также демонстрацию возможностей УВЗ и предприятий кооперации по созданию на этой базе техники двойного назначения, в том числе для использования в Арктике. По данным “Ъ”, это предложение уже согласовал премьер Дмитрий Медведев.

Александра Джорджевич, Иван Сафронов

https://www. kommersant.ru/doc/3427475