Гагарин всея планеты : Юрий Алексеевич главный и лучший человек, которого дал миру Великий Советский Союз
Гагарин всея планеты
Сегодня день рождения Юрия Алексеевича Гагарина. Главный и лучший человек, которого дал миру Великий Советский Союз. Таких людей, как Гагарин у всего человечества за всю его сознательную историю наберется не больше, чем пальцев на обеих руках. Даже если отсчёт вести от мифического Прометея. Отсюда и величие этой личности, трудно постижимая её значимость для того же человечества. Притом, что хрестоматийные азы мы все прекрасно знаем и помним: Юрий Алексеевич — советский летчик-космонавт, первый человек, совершивший орбитальный космический полет. Но ведь то был не просто полет – фантастический прорыв в неизведанное, рядом с которым цивилизации и поставить-то нечего – все будет мельче. Прекрасно на эту тему высказался в свое время поэт Олжас Сулейменов: «»Живите, люди. Вы совершили свой первый подвиг, преодолев земную тягость. Чтобы потомки это запомнили — преодолейте земные тяжбы! Пусть, как сердце, летит Земля, перевитая жилами рек! Мы найдем, мы должны найти все ответы на этот вопрос. Путь земной — продолжение пути до сегодняшних взятых звезд».
Имя Гагарина с той весны 1961 года стало нарицательным для первопроходцев в любой области человеческой деятельности наравне с именем Колумба. А родился наш отечественный космический Колумб 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области. Отец Алексей Иванович и мать Анна Тимофеевна были крестьянами. В 1941 году мальчик пошел в первый класс, однако в октябре Смоленщину оккупировали немцы, школа закрылась, и занятия возобновились только в 1943 году, после освобождения деревни. Это я подчеркиваю сразу по двум причинам. Первая: недобрав с детства базового образования, Юрий потом всю жизнь учился с каким-то потрясающим упорством. Мой приятель Анатолий Утыльев, друживший с Гагариным, рассказывал: «В любом незнакомом доме Юрка, прежде всего, к полкам книжным подходил. Возле них потом и ошивался, когда другие застолье перекуривали. Страсть как книги читать любил».
Вторая причина: при советской власти считалось величайшим грехом для человека его пребывание на оккупированной территории. Даже судимость не являлась столь страшным тавром – при определенных условиях она снималась. А для Юрки этой идеологической нелепости как бы и не существовало вовсе. Потому что его по жизни вела, пестовала и заботилась о нем тщательно госпожа Фортуна или некие другие Высшие Силы. И не надо меня здесь упрекать в мистицизме. Даже самые заскорузлые атеисты не станут отрицать — Гагарин был особо мечен, Господом Богом поцелован в макушку. Люберецкое ремесленное училище, школа рабочей молодежи, Саратовский индустриальный техникум, областной аэроклуб, Чкаловское военно-авиационное училище – везде и всюду Юрий был комсомольцем, спортсменом, отличником. И просто замечательным парнем. Никто и никогда слова недоброго о нём не высказал.
А знаете, дорогой читатель, какой конкурс пришлось выдержать уже лейтенанту Гагарину, служившему в Заполярье, чтобы для начала просто попасть в первый отряд космонавтов? Первоначально было затребовано 10 (десять!) тысяч личных дел. С 5 тысячами лейтенантов кадровиками велось собеседование с глазу на глаз. 300 молодых офицеров экзаменовал уже генерал-лейтенант авиации Николай Каманин — руководитель первого отряда космонавтов. Он представил Главнокомандующему ВВС 20 кандидатов в космонавты, а уже Главный маршал авиации Константин Вершинин отобрал для Сергея Павловича Королева 5 человек. И вот среди них Гагарин оказался первым. И кто после этого скажет: случайно. Нет, этого парня определенно госпожа Судьба вела на самую высокую и сияющую вершину дерзновенных человеческих устремлений.
И как же он блестяще ее покорил, весь мир в восторг повергнув! Помните: «Поехали!»? Не сказал – выдохнул на века. И «словно вдоль по Питерской, Питерской пронесся над землей!»
А накануне исторического старта с Байконура его вызвал Королев. Робко, что Главному конструктору ракет было крайне несвойственно, поинтересовался: «Можешь, Юрка, хотя бы часок вздремнуть перед стартом?» — «Да о чем речь?» – удивился Гагарин. Пошел и уснул как младенец до тех пор, покуда не зазвонил будильник, открывая новую эру.
После полета «Востока» 108 минут вокруг земного шарика, Гагарина не только в переносном — в прямом смысле слова весь мир носил на руках. Министры и мэры в сотнях стран, принцы и принцессы, короли и королевы, президенты и звезды шоу-бизнеса норовили хотя бы пожать руку первому космонавту. А уж сфотографироваться с ним – мечтало, кажется, все население Земли. Однако поразительно и невероятно: Юрия Алексеевича ни малейшей толикой не коснулась звездная хворь. Как был, так и до самого своего последнего полета оставался простым советским человеком. Может быть самым простым и самым советским. Он не носил свою невероятную славу, как носят мировые знаменитости, кряхтя и одновременно восторгаясь ее сладким бременем. Известность Гагарина знала свое место и ни разу, нигде не взбрыкнула, не закапризничала. На мировых форумах и у рыбацкого костра Юрий Алексеевич всегда вел себя ровно и взвешенно, как и подобает мудрому человеку.
Леном 1961 Гагарин побывал в Англии по приглашению профсоюза литейщиков. Заодно нанёс визит и королеве Елизавете П. Когда в завершении торжественного обеда подали чай с лимоном, Юрий Алексеевич его выпил, после чего достал ложечкой дольку цитруса и с большим удовольствием её съел. Половина сидящих за столом выпали в осадок. Неслыханное нарушение этикета и протокола! Ужасное попрание всех приличий! Поедание чайного лимона хуже, чем перепутать вилку для рыбы с вилкой для устриц. Поедание лимона — всё равно как жадное пожирание мяса грязными руками с последующим их вытиранием о скатерть. А королева спокойно отдала команду: «Всем пить чай по-гагарински!» Достала свой лимон и съела его. После чего весь королевский двор сделал то же самое.
Спрашиваю космонавта Алексея Леонова: «А Гагарин когда-нибудь ругался?» — «Ну, кто ж в авиации и космонавтике не ругается. — Подумав немного, добавил, — Только я вот не припомню…» И никто из тех десятков коллег первого космонавта планеты, с кем мне довелось общаться, не припомнил Юрку вздорящего, сердитого, злого, кому-то мстящего. А про улыбку его, чудную, обворожительную – вспоминали все, даже случайно его видевшие люди. Это был самый лучший, самый красивый, самый выдающийся герой того, ушедшего в Лету, социалистического общества. И еще вещь потрясающая: о Гагарине не осталось анекдотов, даже отдаленно скабрезных, уничижительных. Юру в стране любил и стар, и млад. Никто ни до, ни после него не был столь обожаем буквально всем советским народом.
В 1963 году Гагарин, уже увешанный наградами четырех десятков государств мира (все они физически не умещались на его мундире!), поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. Казалось, мог появляться в вузе раз в полгода – ему бы все равно выдали диплом, как вручали ордена и медали. Однако Юрий Алексеевич, засучив рукава, засел за учебники, и библиотекарши упрашивали космонавта в конце смены отпустить их домой. Параллельно учебе готовился к дальнейшим космическим полетам (был назначен дублером В. М. Комарова при его полете на корабле «Союз-1», закончившемся трагической гибелью космонавта). Зимой 1968 года депутат Верховного Совета СССР, командир отряда космонавтов, полковник Гагарин не просто успешно защитил дипломную работу по многоразовому космическому летательному аппарату, но и был рекомендован в адъюнктуру академии. И начал готовиться к защите диссертации! Однако, не суждено было. Творец, как правило, забирает на небеса своих любимцев молодыми. Гагарин лишь год прожил дольше на земле, чем Иисус Христос. Погиб он 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время тренировочного полета на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-инструктором В. С. Серегиным. До сих пор обстоятельства той катастрофы до конца не прояснены.
С Гагариным дружили два моих старших товарища, бесконечно близкие и дорогие мне люди – полковники Анатолий Григорьевич Утыльев и Михаил Фёдорович Ребров. Первый был начальником ПДС (парашютно-десантной службы) в самом первом отряде космонавтом. Потом возглавлял комсомол всех Военно-Воздушных Сил СССР и уже по долгу службы курировал космонавтов. Он познакомил Гагарина и Высоцкого. Он — на фотографии с Гагариным. Анатолий Григорьевич был начальником редакторского отделения Военно-политической академии, которое мне посчастливилось окончить.
Михаил Фёдорович – мой старший коллега по работе в главной военной газете Советского Союза «Красной звезде». Он и Гагарин дружили семьями. Жена Реброва — Людмила Васильевна – не побоюсь этого слова, моя подруга много рассказывала мне про Гагариных. Его старшая дочь Лена окончила школу и собиралась поступать на искусствоведческое отделение МГУ, но робела и как-то в разговоре с Мишей проговорилась об этом. Миша выслушал её. Поехал потом в МГУ, нашел там одного ведущего профессора-искусствоведа и сказал ему: «Такое дело: дочь Гагарина намеревается поступать к вам. Но она сильно переживает от того, что её примут в университет именно потому, что она дочь Гагарина. А я Лену хорошо знаю. Она очень гордая девушка, и она не хочет, чтобы для неё делались какие-то поблажки, исключения. Я вас прошу, не могли бы вы поговорить с ней и в беседе выяснить, насколько она подготовлена? Профессор согласился. После беседы он сказал: «Елена Юрьевна, мне кажется, что вы могли бы поступать сразу на второй курс. И поверьте, я предельно искренен».
…После Гагарина остались две чудных дочери: Елена и Галина. Девушки удивительно похожи на отца, с такими же обворожительными улыбками. И обе потрясающей воспитанности и порядочности. Такие же, как и их родители. Вы когда-нибудь, уважаемый мой читатель, слышали хоть что-то, хоть самую малость, хоть нечто такое крошечное, микроскопическое, что бы бросало хоть малую тень на светлый облик Гагарина? И я уверен, не услышите. Семья Первого Космонавта Всея Планеты – на диво, кристально безупречна.
Именем Гагарина назван крупнейший кратер на обратной стороне Луны диаметром 250 километров. Его родной город Гжатск переименован в Гагарин. Имя первого космонавта присвоено военно-воздушной академии в Монино. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. На всей территории бывшего СССР установлены десятки памятников первому космонавту планеты, у которого был девиз, записанный им в дневнике незадолго до гибели: «Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать».
…Вернулся Гагарин из своего исторического полета. Хрущев спрашивает: «Юра, а Бога ты видел?» — «Так точно, Никита Сергеевич, видел». «Я так и знал, — вздохнул кукурузник. — Только ты никому об этом не рассказывай». Через некоторое время Гагарин встретился с папой римским. Тот интересуется: «А бога вы там видели?» — «Ника нет, не видел» — «От черт, я так и знал. Только вы никому об этом не рассказывайте».
Полковник в отставке Михаил Захарчук.