Александр Абдулов: актёр театра, кино, кинорежиссёр, сценарист, телеведущий, народный артист РСФСР

14 января 4:38

Александр Абдулов: актёр театра, кино, кинорежиссёр, сценарист, телеведущий, народный артист РСФСР

Сегодня, 67 лет назад, родился большой советский и российский актёр театра, кино, кинорежиссёр, сценарист, телеведущий, народный артист РСФСР Александр Гавриилович Абдулов. Его ранний уход из жизни позволяет нам смело предполагать: проживи он дольше, сделал бы несравненно больше. Хотя и то, чего творец достиг, вызывает неподдельное уважение. 112 ролей в кино и два десятка в театре – не каждый профессионал на такое способен. А вот вам и «овеществлённое» доказательство сказанному. У актёра два российских ордена и две благодарности Президента РФ. Из профессиональных наград: «Ника», «Золотой орёл», «Театральная весна», «Хрустальная Турандот»; премии: Фонда К. С. Станиславского, «Чайка», продюсерская премия «Золотой Овен», «Лучший актёр года»; призы за лучшую мужскую кинороль, за режиссуру, «Странник»; диплом за лучшую мужскую роль в фильме «Шизофрения» (V Всероссийский кинофестиваль).
Абдулов родился в Тобольске. Отец работал режиссёром в местном театре. Потом семья перебралась в Фергану. Там на сцене местного драматического театра Саша впервые вышел на сцену в спектакле «Кремлёвские куранты». Однако, к актёрской карьере юноша не стремился. Активно занимался спортом, став в итоге мастером спорта СССР по фехтованию. И как все молодые увлекался музыкой. Отец, между тем, настаивал, чтобы сын стал актёром. Саша даже пробовал поступить в театральное училище имени Щепкина, но потерпел сокрушительную неудачу. Пошёл на факультет физкультуры Ферганского государственного педагогического института. И помогал отцу в театре рабочим сцены. Уже без родительского понукания поступил в ГИТИС, на курс И. М. Раевского.
В 1975 году главный режиссёр «Ленкома» Марк Захаров пригласил Абдулова в труппу, отметив его заметную игру в дипломном спектакле. И сразу же дал главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Б. Л. Васильева «В списках не значился». Можно сказать, что после этой работы Александр проснулся знаменитым. Но на лаврах не почивал, занимаясь вне сцены бурной общественной и профессиональной деятельностью.
В 1993 году Абдулов организовал и возглавил фестиваль «Задворки». Почти все доходы направлял на благотворительные цели. Например, под его руководством был отреставрирован и передан Русской православной церкви храм Рождества Богородицы в Путинках. (Она рядом с театром «Ленком»).
В кино актёр дебютировал в 1974 году ещё студентом, сыграв эпизодическую роль морского пехотинца Козлова в фильме Михаила Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». А экранная известность пришла к Абдулову после роли Медведя в телевизионном фильме «Обыкновенное чудо». Следующая успешная роль была в мелодраме Павла Арсенова по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Там Саша сыграл главную мужскую роль — Митю, а главную женскую роль исполнила его супруга — Ирина Алфёрова. Дальше последовали такие легендарные фильмы как «Ищите женщину», «Чародеи», «Самая обаятельная и привлекательная», «За прекрасных дам!», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен», «Храни меня, мой талисман», «Леди Макбет Мценского уезда», «Над тёмной водой», «Тайны мадам Вонг», «Десять негритят», «Гардемарины, вперёд!», «Мастер и Маргарита», «Странные мужчины Семёновой Екатерины», «Гений». Безо всякого преувеличения работа Абдулова в каждой из перечисленных картин отличалась великолепным мастерством и необыкновенной артистической харизматичностью. Его артистический облик вообще удивительно соответствовал духу времени и зрительским ожиданиям.
В 2000 году состоялся режиссёрский дебют Абдулова в игровом кино. Он снял мюзикл «Бременские музыканты & Co» по мотивам известной сказки. Чуть раньше он же снял полудокументальный фильм «Задворки 3, или Храм должен остаться храмом». При участии Александра Гавриловича был возрождён Московский международный кинофестиваль, генеральным директором которого актёр Абдулов был в течение нескольких лет, начиная с 1995 года. В 2006 он начал работу над экранизацией романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Намеревался сняться в главной роли. Не случилось. Сильно заболел и через два года умер…
Мы с Сашей были знакомы шапочно. Но один случай нас сблизил. И об этом я сейчас поведаю вам, дорогие друзья. Зимой 2001 Абдулов пришёл в наше издательство «Парус», где я тогда работал, чтобы договориться о режиссёрской работе над «Интер-Кысями» («Дорога к звёздам» и «Возвращение из рая» Владимира Кунина (Фейнберга). Дело в том, что наш генеральный директор Владимир Вербицкий на какой-то вечеринке сумел уболтать (в таких делах наш шеф был большой мастак!) писателя, чтобы тот продал издательству «Парус» на 5 лет все свои уже написанные произведения, начиная с «Хроники пикирующего бомбардировщика» и заканчивая рассказами «Цирк, цирк, цирк» и «Чокнутые». 15 (пятнадцать!) томов за 15 тысяч долларов – это действительно сделка века. Надо отдать нашем Володе должное. Видать, Кунина долги сильно взяли за глотку, коли он пошёл на такую, даже не кабальную, а разорительную сделку. Но бумаги были подписаны, и теперь Абдулов, желающий поставить Кунинские «Кыси», вынужден был обхаживать Вербицкого. А тот сразу залупил 15 тысяч долларов. Мне стало жаль Абдулова, и я предпринял деликатную, очень изворотливую попытку уменьшить аппетиты своего приятеля-начальника. Александр Гаврилович по достоинству оценил мои дипломатические потуги. Когда мы остались вдвоём, он даже попробовал соблазнить меня взяткой: «Треть из того, что мне удастся выторговать у Вербицкого, получишь ты – даю честное слово» — «Саша, я даже на половину не соглашусь, потому, что буду действовать, как та мультяшная сова «совершенно безвозмездно». Ибо друг моего друга – мой друг. А ты с Ярмольником, надеюсь, друзья настоящие». Потом я рассказал Саше (благо время позволяло – Вербицкого вызвал на телефонные переговоры наш хозяин-чеченец из «славного городу Мадриду», а их общение временами растягивается на час-полтора) про свои приключения с его комсомольским театром. Они, впрочем, достойны и отдельного моего воспоминания. Даже и не припомню подобных операций в отечественном театре…
Где-то году в 1978 — 9, точнее уже и не припомню, в Ленкоме Пётр Штейн (не путать с Питером Штайном) поставил спектакль по пьесе Эдуарда Володарского «Сержант, мой выстрел первый». Был я тогда слушателем Военно-политической академии и завсегдатаем Всероссийского театрального общества, даже членом его бюро. Поэтому ни одна столичная премьера мимо меня не проходила по определению. Побывал я и на первом спектакле про сержанта. Вещица, доложу, так себе, ниже среднего. Выше среднего сумасшедше плодовитый Володарский никогда самостоятельно и не поднимался. Его всегда и всюду дотягивали: Михалков, Герман, Ефремов и другие выдающиеся режиссёры. Но была в том спектакле одна мизансцена, переплюнувшая даже знаменитую Таганку. Там Маргарита-Нина Шацкая («Мастер и Маргарита» Булгакова) демонстрировала зрителям только свою голую спину. В Ленкомовском спектакле актриса Алла Панова вышла на сцену вообще в таком бикини, что сегодня сказали бы даже в стрингах! Весть эта разлетелась по Москве со скоростью пожара 1812 года. И уже на следующий спектакль в Ленком пришёл корреспондент «Красной звезды» Эрнст Михайлов. В пьесе были задействованы венком, военврач и вообще она рассказывала о том, что в жизни случается совсем не так, как в песне: «Не плачь, девчонка, пройдут дожди, солдат вернётся, ты только жди». Чаще – не ждут. Михайлова я знал шапочно, хотя в «Красной звезде» уже давно был своим человеком. По выпуску из академии меня единственного туда и направили служить. Да, забыл сообщить самое главное. Как раз в описываемые времена Секция зрителей ВТО бросила меня на усиление бригады по Ленкому. По просьбе Евгения Леонова, с которой он обратился к самому Марку Захаров. Тот меня хорошо знал и не сомневался, что я сумею «существенно укрепить единство искусства и труда». Короче, узнав, что новый спектакль смотрел представитель главной военной газеты, Марк Анатольевич сильно занервничал. Позвал в кабинет директора Рафика Геригеновича Экимяна и они вдвоём стали рисовать передо мной апокалиптические ужасы, которые упадут на театр, ежели, не приведи, конечно, Господь газета обрушится на премьеру с критикой. Не мешкая, я пулей помчался на Хорошевское шоссе, где впоследствии прослужил тринадцать лет. Опасения Захарова и Экимяна катастрофически подтвердились. Проведя сложнейшую операцию, мне удалось-таки заполучить уже подготовленные газетные гранки жутко разгромной статьи Михайлова. Прочитав её, главрежи и директор, как по команде полезли за валидолом. И я, братцы, ничего здесь не преувеличиваю. Оба героя живы и не дадут мне соврать. Беду от театра, а над ним тогда сгущались тучи очень и очень серьёзные, можно было отвести одним единственным способом: снять спектакль. Что и было сделано.
…После такого рассказа в цветах и красках Абдулов самолично записал мне в блокнот собственный телефон. При этом подчеркнул: ни один столичный журналист не сможет похвастаться тем, что Абдулов лично дал ему домашний телефон. «Понимаешь, с некоторых пор я стал относиться к вашему брату не то чтобы пренебрежительно, но с большим недоверием, как минимум. Уж слишком вы все стали меркантильными и наглыми. А вот с тобой у меня первый случай, чтобы журналист отказался от денег».
С тех пор мы спорадически встречались и довольно часто, но по-настоящему серьёзно и основательно так и не поговорили о его творчестве и его непростой жизни. Жаль. Как уже говорилось, Саша был глубокий и оригинальный актёр. Не менее стоящий и основательный человек. Хорошая физическая подготовка позволяла Абдулову во всех фильмах обходиться без дублёров. Более того, на одном из кинофестивалей Сашу наградили призом именно, как лучшего каскадёра за трюк в фильме «Убить дракона». Абдулов регулярно участвовал в жюри Высшей лиги КВН. Наверное, и потому, что обладал хорошим чувством юмора. Болел за футбольный клуба Спартак. А когда заболел серьёзно, футболисты на одну из игр вышли с его изображением на майках. Саша тогда сказал: «Я хочу просто поклониться нашим ребятам-футболистам, моей любимой команде «Спартак», которые при переполненном стадионе вышли в футболках, на которых была моя мордочка, и пожелали мне удачи, и пожелали, чтобы я был с ними. Это ничем не оценить». Абдулов женился несколько раз. Однажды эту тему решила использовать в своих корыстных целях «Экспресс-газета», опубликовавшая статью «Тайная жена Александра Абдулова» про якобы имевший место брак Абдулова с Натальей Маляровой. Артист подал иск к учредителю «Экспресс-газеты». Суд удовлетворил иск и взыскал с ЗАО «Проф-Медиа-Пресс» 200 000 рублей.
В конце лета 2007 года Александра Абдулова прооперировали в севастопольской клинике по поводу прободной язвы. Через несколько часов после операции у него начались серьёзные проблемы с сердцем. Шесть суток Абдулов провёл в реанимации, после чего его отправили в Московский кардиоцентр имени Бакулева. Перелёт негативно сказался на организме актёра. Через три дня наступило резкое ухудшение. Артист полетел в Израиль. Там ему диагностировали четвёртую (неизлечимую) стадию рака лёгкого, возникшего из-за многолетнего курения. Саша действительно смолил безбожно…
Скончался он в Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. И было Абдулову 54 года…

Михаил Захарчук.