Как блогерам избежать проблем с налогами? 

1 мая 12:00

Заработок в интернете, в том числе и посредством блогинга (ведения блогов, создания контента в социальных сетях) давно приносит многим людям существенные и даже очень большие доходы, фактически превратившись в успешный бизнес. Однако, как известно, в соответствии с российским законодательством, доходы физических и юридических лиц облагаются налогами. Большинство блогеров являются физическими лицами. Но это не избавляет их от необходимости решить вопрос с налогообложением. 

Со своих доходов блогеры должны платить налоги, если хотят избежать привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов. Для этого им придется либо платить налоги на доходы физических лиц – самостоятельно, подавая декларацию, или через налогового агента, либо официально зарегистрироваться – индивидуальным предпринимателем или самозанятым (плательщиком налога на профессиональный доход). 

Самозанятость – простейший способ легализации своих доходов, характеризующийся очень легкой формой взаимодействия с налоговыми органами – через мобильное приложение. К тому же, самозанятый платит налог на профессиональный доход в размере лишь 4% при работе с физическими лицами и 6% при работе с юридическими лицами. Однако у самозанятости (уплаты налога на профессиональный доход) есть минус – «потолок» по доходам до 2,5 млн рублей в год и невозможность привлекать наемных сотрудников. 

Индивидуальный предприниматель может зарабатывать неограниченные деньги, привлекать наемных сотрудников, а также ему идет трудовой стаж. Но отчетность сложнее, чем у самозанятого. Высокооплачиваемому блогеру необходимо регистрировать статус индивидуального предпринимателя, так как в качестве самозанятого он не сможет зарабатывать более 200 тысяч рублей в месяц. Кроме того, блогер-ИП получает возможность нанимать сотрудников, которые предоставляют ему определенную помощь – это могут быть видеооператоры, фотографы, SMM-специалисты, дизайнеры, программисты, модераторы контента и так далее. 

Отдельный вопрос – так называемые «донаты», то есть добровольные пожертвования блогеру от пользователей, составляющих его аудиторию. Наряду с доходами от рекламы донаты часто являются важной составляющей заработка блогера. Налоговое законодательство РФ предполагает, что учитываются все доходы налогоплательщика и формируется налоговая база. Однако понятия «донат» в Налоговом кодексе Российской Федерации нет. Следовательно, «донат» можно определять как «подарок» или «пожертвование». И подарки, и пожертвования, в соответствии с российским налоговым законодательством, освобождаются от налогообложения. Однако это в том случае, если подарки поступают от физических лиц и не в обмен на производство товаров или услуг. 

Таким образом, блогер может принимать донаты от своей аудитории, не опасаясь быть привлеченным к ответственности за уклонение от уплаты налогов. Но донаты не могут осуществляться взамен на определенные услуги. Например, если видеоблогера просят поздравить друга с днем рождения, а взамен высылают ему определенную сумму, то это уже не пожертвование, а заказ услуги, и оно облагается налогом. 

Кроме того, налогом облагается и дорогостоящее имущество в виде доната – квартира, автомобиль. 

Но самое главное условие, как избежать привлечения к ответственности за неуплату налогов для блогера – грамотное юридическое сопровождение.  Именно качественная юридическая помощь еще на этапе консультации по вопросам налогообложения – залог того, что блогер сможет зарабатывать, не беспокоясь о том, что его может привлечь к ответственности Федеральная налоговая служба.

Владимир Постанюк, адвокат, учредитель МКА «Постанюк и партнёры»