Жеглов, Колдунья и Промокашка в Париже. 1977 г.
Жеглов, Колдунья и Промокашка в Париже. 1977 г.
(А на черной скамье, на скамье подсудимых!. . Ха, это и я так могу!Ты мурку сбацай. . .
А теперь Горбатый! Я сказал:Горбатый!!! )
Фильм Говорухина «Место встречи изменить нельзя» народ разобрал на цитаты. . .
Лично я много раз смотрел — и еще буду с интересом смотреть — хотя сюжет наизусть знаю. Фильм на все времена!
Сейчас, конечно, трудно представить Ивана Бортника в роли Шарапова. Но такая идея была. . . Утвердили Конкина — он в то время был в большом почете — недавно стал лауреатом премии им. Ленинского комсомола.
А Высоцкий и Бортник крепко дружили. И, чтобы не обидеть Высоцкого отказом Бортнику, Говорухин предложил ему сыграть Промокашку. А у того, по сценарию, не было ни единого слова! Говорухин, хорошо зная Бортника, дал «добро» на импровизацию — как он здорово это сделал общеизвестно!. .
А недавно Марина Влади продала на аукционе личные вещи Высоцкого. . . Память продала? Лично я так не считаю. Другие люди их будут хранить. Но это уже совсем другая история. . .
Сергей Муравьев
Еще по теме
-Ах, Ваня, Ваня Бортник — тихий сапа, как я горжусь, что я с тобой на «ты»
Иван Бортник, пожалуй, единственный из друзей Высоцкого, кто не написал воспоминания о нем.
Актер считал себя не в праве предаваться воспоминаниям, тем более и дружбой их отношения назвать не мог — вместе играли в одном театре, выпивали-зашивались, любили одну и ту же компанию. Но тем не менее Высоцкий посвятил Ивану несколько песен — не каждый его друг-приятель удостаивался такой чести.
Грустно! Едет на курорт никак. . .
Как же я без Вани Бортника!
Я бы Ваню оттенял.
Как же Ваня без меня?!
Бортник- из потомственной профессорской интеллигентной московской семьи. Его порядочность коллеги называли сверхпорядочностью-некоторых она выводила из себя.
Бортник, например, очень мало снимался в кино, отказывался от прекрасных ролей — ему казалось предательством по отношению к театру отменить репетиции или спектакли из-за съемок в фильме. А в репертуаре Таганки Бортник был занят плотно.
Любимов очень хотел, чтобы Иван сыграл Гамлета. Его, правда, уже играл Высоцкий, но уж больно рвано играл: то запьет, то уедет в «Парижск».
Любимов настаивал: существует субординация, дисциплина, приказ, наконец. «Будешь играть! Выучишь роль и будешь! Хватит всем зависеть от одного непредсказуемого», — терял терпение Любимов. — «Не буду». — «Я прошу тебя взять роль и выучить текст. Мне не нужно будет переделывать спектакль — у вас темперамент одинаковый» — «Нет».
Любимов кипятился, супруга его «заливалась мефистофельским смехом»: «Подумать только, он отказывается играть Гамлета!» Бортник отказался. Границы допустимого были между ним и Высоцким были незыблемы и понятны обоим без слов, на уровне бессознательного.
Скучаю, Ваня, я,
Кругом Испания,
Они пьют горькую, лакают джин,
Без разумения
И опасения, —
Они же, Ванечка, все без пружин.
Высоцкий, утвержденный на роль Жеглова в «Месте встречи», очень хотел, чтобы Шарапова сыграл Бортник. Не разрешили. Два актера с «Таганки» на главных ролях — это уже слишком. Неизвестно, какой получился бы из Бортника Шарапов, наверное, не хуже, чем у Конкина. Возможно, на экране впервые предстал бы Иван Бортник в своем истинном обличии: интеллигентный, высоконравственный, понимающий закон как презумпцию невиновности. Ведь именно таким был по книге Володя Шарапов, противостоящий жегловскому принципу «наказания без вины не бывает». Не случилось этого. Выскочил Промокашка — нервный, мельтешащий, мелкий бандит-неудачник. Но какая яркая пронзительная оказалась роль — а ведь в сценарии она была практически без слов. . . Когда Высоцкого не стало, Бортник впал в жесточайшую депрессию, казнил себя, что поздно узнал о недуге друга, что не мог помочь. Остались только стихи — много посланий для Вани, и среди них — бессмертное:
«Ах! Милый Ваня, — мы в Париже
Нужны, как в бане пассатижи!»
Подробнее: https://belan-olga. livejournal. com/2542753. html