Мой Жуковский: НИИ авиационного оборудования (НИИАО) значительно моложе других градообразующих предприятий научного комплекса города. Хотя, если посмотреть глубже, проблемами бортового оборудования начинали заниматься в ЛИИ еще в 30-е годы.
НИИ авиационного оборудования (НИИАО) значительно моложе других градообразующих предприятий научного комплекса города. Хотя, если посмотреть глубже, проблемами бортового оборудования начинали заниматься в ЛИИ еще в 30-е годы. НИИАО был создан на базе филиала ЛИИ им. М. М. Громова и присоединенного к нему СОКБ ЛИИ по приказу МАП №-99, изданному 24 февраля 1983 г. Эту дату принято считать днем рождения института.
Генеральный директор НИИАО Вячеслав ЧЕРНЫШОВ, открывая торжественное собрание, дал исчерпывающий экскурс в историю института и его разработки. Сотрудников НИИАО, присутствующих в зале, специальная терминология и аббревиатуры, конечно, не пугали – они во всем этом многие годы как рыба в воде. А непривычному слуху было на чем споткнуться – КСЦПНО, ЦПНК-114 и пр. Позволим себе изложить историю НИИАО более популярно. За 25 лет НИИАО стал ведущей научно-производственной организацией авиационно-космической отрасли РФ.
Бортовое авиационное оборудование – сложнейшее направление в авиастроении. Как известно, именно машиностроение определяет положение страны на мировом рынке, играет решающую роль в процветании государства и уровне жизни его населения. Это было абсолютно понятно в советское время.
В 1982 г. наметилось существенное отставание уровня бортового оборудования (БО) отечественных пассажирских самолетов в сравнении с зарубежным, а это означало, что новое поколение пассажирских самолетов (Ил-96-300, Ил-114 и Ту-204) не смогут конкурировать с западной авиатехникой. Угрожающая перспектива послужила толчком к созданию НИИАО, которому поручили возглавить работу по разработке БО современного уровня.
Задачу НИИАО выполнил за 5 лет — разработали, испытали и установили на новые самолеты свои цифровые пилотажно-навигационные комплексы, которые уже не уступали зарубежным.
Тем самым был обеспечен выход российской авионики на уровень международных требований.
Параллельно институт вел разработку интегрированных комплексов БО второго поколения, принципиально новых по своей архитектуре. Они были созданы к 2000 г. Сейчас НИИАО работает над комплексом БО третьего поколения — для перспективных отечественных пассажирских самолетов и вертолетов. По функциональным и техническим характеристикам он не уступит зарубежным комплексам, установленным на европейских «эрбасах» и американских «боингах». Комплекс БО третьего поколения должен обеспечивать выполнение множества задач — управлять самолетом, силовой установкой, системами навигации и связи, диагностировать состояние всех систем, агрегатов и средств их технического обслуживания, а также обеспечивать системы развлечения и обслуживания пассажиров.
5 лет назад НИИАО начал работы по созданию БО для вертолетов. Уже завершена разработка и проводятся испытания комплекса цифрового БО вертолета Ка-226АГ, предназначенного для Газпрома. Он сможет осуществлять посадку на буровые установки в сложных метеоусловиях днем и ночью. Представитель Минпромэнерго РФ на торжестве вручил Знак «Заслуженный авиастроитель» и почетные грамоты ряду разработчиков БО.
Космос – важная сфера приложения умственных усилий коллектива НИИАО, который обеспечил и обеспечивает выполнение всех пилотируемых космических программ: «Восток», «Восход», «Союз», лунная программа, орбитальные станции «Салют» и «Мир», ВКС «Буран», транспортные корабли «Союз-ТМА» и международная космическая станция. Практически во всех ее модулях находятся приборы, сделанные в НИИАО. С поздравлениями и пожеланиями «огромных заказов» на юбилей прибыли представители Российского федерального космического агентства и Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. За вклад в космонавтику ученые и разработчики НИИАО награждались «космическими» знаками — Знак Циолковского, Знак Королева, Знак Гагарина.
Знак губернатора Московской области и грамоты губернатора вручал министр промышленности Московской области Владимир КОЗЫРЕВ: «20 февраля президентом подписан указ о создании Национального центра авиастроения в г. Жуковском. Этим указом предусмотрена колоссальная программа, которую будет выполнять и ваш институт как один из головных разработчиков авионики и бортовых комплексов. Сегодня — праздник торжества настоящего и будущего!»
Глава г. Жуковского Александр БОБОВНИКОВ: «Благодаря работе таких институтов, как ваш, город получил статус наукограда и дождался указа президента о создании НЦА. Главное теперь — не упустить такой шанс для наших предприятий и красиво вписаться в большую программу, найти в ней устойчивое место».
Первый директор НИИАО Анатолий ПОЛЬСКИЙ: «Я был счастлив, когда в 83-м меня назначили руководителем этого талантливого коллектива. Работая день и ночь без выходных, мы выполнили задачу — на салоне в Ле-Бурже удивили всех тем, что практически на своей элементной базе мы сделали такой же бортовой комплекс, какой демонстрировал А-310 в 84-м году. Мощный трудовой подъем позволили нам достичь этого за 4 года! Если бы мы занялись только чистой наукой, давно были бы банкротами. Спасло нас то, что мы совместили научные исследования с разработкой конкретных комплексов – это было правильное решение».
В 98-м году начались партнерские отношения НИИАО с бельгийской фирмой «БАРКО», и кооперация оказалась удачной для обеих сторон. В подарок юбилярам – модель единственного созданного в Бельгии самолета, в котором нет ни электроники, ни авионики.
Иван Степанович СИЛАЕВ проработал в авиапроме 44 года – от мастера цеха до министра. Он подписывал приказ о создании НИИАО и, конечно, гордится тем колоссальным вкладом, который внес институт в авиационную и другие отрасли народного хозяйства.
Несмотря на солидные годы, Иван Степанович и сейчас «не просто готов сражаться за высокое звание России как великой машиностроительной державы, но и предпринимать при этом все усилия». Плодом его усилий будет намеченное на 11 марта в г. Королеве на РКК «Энергия» заседание Совета Федерации. И. С. Силаев выступит там с докладом — изложит ситуацию в российском машиностроении, объяснит ее причины, внесет предложения. Человек, болеющий за авиацию по-настоящему, он возлагает на свое выступление большие надежды — надеется достучаться до тех, от кого ее будущее зависит.
Ольга Карелина