Исповедь лекаря: мое убеждение – нет безнадежно хворых ребят. Неработающую руку, ногу и т. д. нужно заставить трудиться за счет объема выполняемых упражнений. У детей необходимо формировать уверенность в том, что все будет замечательно с их здоровьем
Ивану Бурлакову, судя по внешнему виду, здоровья явно не занимать. Кажется, всю жизнь спортивные высоты он покоряет, природа – матушка наделила недюжинной энергией и тягой к спорту. Однако, как выясняется, это далеко не так.
— Вы правы лишь частично – говорит он. На армейскую службу меня отказывались брать по причине сердечной недостаточности и позже, при подготовке к штурму Эвереста я из-за травмы почти потерял руку. . .
— Это как?!
— Хотите – верьте, хотите – нет, но это правда. Когда отгремела Великая Отечественная война я остался сиротой, воспитывала меня тетка. Жили мы на Енисее, на сильно пересеченной местности. В окрестностях было много оврагов, лесов. Увлекся, как и многие мои приятели, самодеятельным туризмом. Ходил с приятелями в горы, ночевали с ними у костра. Пацаном – да, действительно увлекся спортом – лыжным, успешно преодолевал короткие и дальние дистанции, даже марафонские… Стал уже показывать вполне высокие результаты, даже одолел – и без большого труда нормативы кандидата в мастера спорта.
Однако спортивная карьера не задалась – нагрузки были серьезные, а питание крайне скудное, время-то было послевоенное, и не выдержало сердце, начало «шалить».
Меня даже отказались призывать на армейскую службу – медицинская комиссия «зарубила» — хворый ты, дескать, парень. А время, повторюсь, было послевоенное, — армейская служба очень ценилась, считалась в народе делом престижным.
Взялся строчить письма в разные инстанции и долгое время упорно добивался призыва.
Нужно уточнить, что был я в ту пору комсомольским вожаком и знал авторитетные адреса, куда следует запросы направлять. Как говорится – вода камень точит. В конечном результате добился своего – пополнил армейские ряды, принял долгожданную воинскую присягу.
Но первое время свой конституционный долг при штабе исполнял – по причине своего неполноценного здоровья. Все это время настойчиво просился в боевые части. Не сразу, опять же, но своего все же добился. И перевелся из писарей не куда-нибудь — в десантуру!
И достойно отслужил в той десантной части. В санбате не отсиживался – в марш-бросках с полной выкладкой участвовал и с парашютом прыгал. Никаких чудес – уже в то время я разрабатывал различные методики общеукрепляющего действия и, в частности, для улучшения работы сердца. А кроме того, я оказался успешным учеником своей тетки – она известной в округе травницей была, перенял у нее полезную привычку использовать целебные дары природы для оздоровления человеческого организма.
А что касается травмы руки, это случилось гораздо позже.
С группой чешских коллег готовился к восхождению на Эверест, покорение которого — мечта всех альпинистов. На одной из тренировок попал под камнепад. Получил серьезную травму. После этого досадного случая рука буквально висела как плеть. Медики всерьез стращали инвалидностью, дружно ставили крест на моем физкультурном будущем. Утверждали, что нужно вмешательство столичных медиков, называли фамилии московских профессоров.
Но я решил отказаться от больничной эпопеи. Опираясь на свой армейский опыт, регулярно и настойчиво использовал собственную методику восстановления организма, по полной программе использовал невероятно эффективные народные методы. Не за один день, неделю и даже не за один месяц, но жизнедеятельность руки была восстановлена. После этого много раз ходил в походы по сложным маршрутам, на байдарке на северных реках сплавлялся с преодолением крутых порогов – обе руки работали при этом с одинаковой эффективной отдачей. Те походы стали самыми крутыми экзаменами моего самоврачевания.
Дело всей жизни
-Да, собственный жизненный опыт бесценен. А как поняли, что ваше предназначение — приобщать к здоровому образу жизни детей, в том числе имеющих проблемы в развитии?
— После дембеля учился и работал в подмосковном Домодедово. Приоритета у меня было два: история и география. Географией увлекся еще в детстве, а историей всерьез заинтересовался в своей взрослой жизни – даже преподавал ее в техникуме.
В подмосковном Серпухове поселился после женитьбы – невеста оказалась местной жительницей. К ней я и приехал. Имея опыт преподавательской работы, устроился учителем истории в школу.
Как раз в это время стали возникать классы компенсирующего обучения – в них зачислялись ребята со слабым здоровьем, перенесшие какие-либо серьезные хвори. Я был учителем обычных школьников, однако стал интересоваться «проблемными» в плане здоровья детишками. Заметил: когда удается расшевелить этих ребят, мотивировать их к учебе, результаты имеют ошеломляющий характер: бесследно пропадает апатия, бурно проявляется интерес к новым знаниям, вообще, детишки на глазах преображаются.
В тот временно период я и начал практиковать оздоровительные туристские походы с насыщенной, но несложной в физическом отношении программой и тотальным медицинским контролем, после возвращения с которых оформлялись большие фотогазеты и дети из классов компенсирующего обучения становились героями школы. Однако это, естественно, было только стартом. Позже разработал оздоровительно – развивающую программу «Здоровье», где, кроме обычных занятий туристкой направленности и походов предусмотрел специальные процедуры по оздоровлению и развитию учеников 5-9 классов, а с 1993 года – с 1-го класса.
По итогам этой работы в начале 1997-1998 учебного года была открыта экспериментальная площадка по отработке оздоровительно – развивающего комплекса, охватывающего группы и классы с 5-ти и 10-ти летнего возраста. Решая задачи активизации оздоровления и развития ослабленных и социально запущенных детей на экспериментальной площадке стал проводить занятия с двумя возрастными группами 5-ти и 6-ти лет, а также с 1-ым, 2-ым, 3-им классами на базе детского сада.
Необходимо заострить внимание на том, что площадка для экспериментов по отработке оздоровительно – развивающего комплекса «Здоровье» задумывалась для занятий кондуктивной педагогикой, цель которой, пассивность ребенка заменить на его активность, придумать мотив для самолечения.
Мое убеждение – нет безнадежно хворых ребят. Неработающую руку, ногу и т. д. нужно заставить трудиться за счет объема выполняемых упражнений. У детей необходимо формировать уверенность в том, что все будет замечательно с их здоровьем.
Для решения этой задачи я использую очень значительное количество приемов и методов, сочетание которых и дает уже продолжительное время устойчивый положительный результат работы.
«Нам рано жить воспоминаниями»
— Иван Петрович, о вашей невероятной жизни и продуктивной деятельности не газетное интервью, повесть можно написать, крутой блокбастер снять!
— Как в песне поется: « Нам рано жить воспоминаниями». Когда меня спрашивают о возрасте, я отвечаю: « Мне 25 лет… до сотни осталось». Не ощущаю себя дряхлым стариком — буквально на днях вернулся с Полярного Урала – в составе группы подмосковных любителей горного туризма.
А моя методика детского оздоровления, кстати, в книге уже описана. При финансовой поддержке Общероссийской общественной организации я издал еще в прошлом десятилетии большой сборник методических рекомендаций « Приемы и методы оздоровления детей и подростков». Очень признателен, конечно, меценатам за поддержку.
Сергей Муравьев