О том как девочка из бедной крестьянской семьи Агафья Лейкина стала царицей русской народной песни Лидией Руслановой. . . И о виражах ее судьбы после всенародного признания.

14 января 3:16

О том как девочка из бедной крестьянской семьи Агафья Лейкина стала царицей русской народной песни Лидией Руслановой. . . И о виражах ее судьбы после всенародного признания.

Ее называли царицей русской народной песни. Лидия Русланова – популярная советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка России – вошла в историю как самая известная исполнительница русских народных песен. Кроме славы и всенародного признания, в ее жизни были нищета, сиротство, война и даже тюрьма. Вместе с советской армией в 1945 г. она дошла до Берлина, а в 1948 г. была репрессирована. За что была наказана народная любимица, и как ей удалось выдержать все испытания – читайте далее.

Агафья Лейкина родилась в бедной крестьянской семье в 1900 г. Девочка рано осталась сиротой: отец пропал без вести на Русско-японской войне, мать умерла от болезни. Чтобы прокормить себя и двоих младших детей, Агаша стала петь за подаяние. Она пела так трогательно и «переживательно», что послушать ее приходили даже из других деревень. После года хождений с сумой над девочкой сжалилась вдова чиновника – она определила детей в приюты. Крестьянских детей в приюты не брали, поэтому Агафье пришлось сменить имя – так на свет появилась Лидия Русланова.

В приюте на ее вокальные данные сразу обратили внимание, вскоре она стала солисткой детского церковного хора. Лидия Андреевна вспоминала: «Со всего города начали к нам ездить купцы, послушать, как сирота поет… И после приюта, когда меня отдали ученицей на мебельную фабрику, за песни мне все помогали. Лет в 17 была я уже опытной артисткой, ничего не боялась – ни сцены, ни публики».

В 1916 г. Лидия Русланова отправилась на фронт, медсестрой на санитарном поезде. Пела для раненых и солдат, которым предстояло идти на фронт. В 1917 г. она родила сына, но через год муж бросил ее и забрал с собой ребенка. В годы Гражданской войны (1918-1920) Русланова выступала с народными песнями перед красноармейцами. Как эстрадная певица дебютировала в 1923 г. в Ростове-на-Дону.

Ее исполнение русских народных песен считают эталонным. Талантом Лидии Руслановой восхищались Федор Шаляпин и Леонид Утесов. Последний о ней говорил: «Ее имя стало почти нарицательным: Русланова – это русская песня». В ее репертуаре были сотни народных песен, самыми популярными в ее исполнении стали «Валенки», «Окрасился месяц багрянцем», «Липа вековая», «Очаровательные глазки» и др.

С самых первых дней Великой Отечественной войны Лидия Русланова была в составе фронтовых бригад, вместе с солдатами она дошла до рейхстага, на ступенях которого исполнила свои знаменитые «Валенки». Но в конце 1940-х гг. репрессировали 74 офицера из близкого окружения «маршала победы» Жукова. Муж Руслановой генерал Крюков оказался в их числе, тогда же арестовали Русланову.

В постановлении на арест значилось, что певица вела подрывную работу против партии и правительства, распространяла клевету о советской действительности, а главное – находясь вместе с мужем в Германии, занималась присвоением в больших масштабах трофейного имущества. Даже в наши дни есть сторонники той версии, что Русланову арестовали заслуженно и факт мародерства имел место. Впрочем, их противники настаивают на том, что Русланова стала невинной жертвой репрессий, направленных против Жукова.

В 1948 г. Лидию Русланову приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. Певицу отправили в сибирский Озерлаг, а затем перевели во Владимирскую тюрьму. По свидетельству приемной дочери Руслановой, в лагере к ней относились с почтением даже уголовники, а крестьяне из соседних сел приносили еду. В 1953 г. , после смерти Сталина, Русланова была освобождена, и уже осенью вновь давала концерты.

До самой своей смерти в 1973 г. Лидия Русланова пользовалась невероятной популярностью и любовью публики. На ее похоронах собралось столько народа, что пришлось перекрыть движение. Она навсегда осталась легендой в истории отечественного искусства.

Источник: http://www. kulturologia.ru/blogs/040316/28677/