Отроки и Вселенная. Мечта Николая Жуковского и поиск юных талантов популяризаторами — чужаками. Легенды космоса: свои и чужие

14 января 3:24

Тема космоса – важный фактор патриотического и нравственного воспитания молодежи в работе Председателя правления общественной организации Союза офицеров « Честь имею» Николая Ищенко

Легенды космоса

Гражданский активист Николай Ищенко – частый гость в различных детских коллективах. К примеру, 23 февраля он проводил уроки мужества в школе №12, — вместе с другими активистами общественной организации Союза офицеров «Честь имею». А 12 апреля, по уже многолетней традиции, рассказывал ребятам о тайнах Вселенной, истории покорения космоса, своих личных встречах с космонавтами.

— Космонавты Игорь Волк, Светлана Савицкая – это наши легенды, с которыми мне довелось общаться, — говорит Николай Анатольевич. – Когда я о них рассказываю детям, они реагируют порой так, словно я им главы из произведений жанра фантастики пересказываю!

К сожалению, далеко не все сегодняшние ребята и девчата знают о том, что Игорь Волк много лет возглавлял жуковский отряд космонавтов, долгое время был командиром экипажа орбитального корабля «Буран», а Светлана Савицкая – первая женщина в мире, вышедшая из орбитальной станции « Салют – 7» в открытый космос. Для нее Жуковский – особый город, здесь она училась и успешно закончила обучение в Школе летчиков – испытателей. Светлана Савицкая, кстати, училась на одном курсе с хорошо известными жуковчанам Римантасом Станкявичюсом, Анатолием Кнышовым, Виктором Заболоцких.

Мечта Жуковского

Как известно, наш великий соотечественник Николай Егорович Жуковский, говорил о том, что человек полетит опираясь не на силу своих крыльев, а на силу своего разума.

— Много ли наши школьники знают о НПО «Энерномаш» им. академика В. П. Глушко? – задает риторический вопрос Николай Ищенко. — Для них настоящее откровение, что наши, российские, специалисты владеют технологиями, о которых пока мечтают самые продвинутые конструкторы других стран. Там создана универсальная линейка двигателей, востребованных во всем мире.

На встрече с ребятами 12 апреля я с гордостью рассказывал о том, что 43% мировых пусков в космос производятся с нашими двигателями, в том числе и американцами. Один из руководителей этого уникального предприятия Владимир Солнцев говорит, что специалисты НПО « Энергомаш» уже задумываются о том, каким будут двигатели для космической техники в 2030 году и в дальнейшей перспективе. Например, какую энергию они будут использовать: атомную? В настоящее время существуют и другие гипотезы… Основанное в 1929 году, это предприятие сегодня является разработчиком самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД – 170/ РД – 171, экспортируемого в другие страны, в том числе в США.

Недавно были вручены правительственные премии в области науки и техники за прошлый год. Среди лауреатов оказались сотрудники жуковского НИИ Приборостроения им. В. В Тихомирова. Многие ли юные жители нашего славного наукограда знают о том, что специалисты этой фирмы разрабатывают электронные комплексы, которые успешно используются на космических кораблях и орбитальных станциях?

— Вот на таких конкретных, убедительных примерах успешных людей и успешных предприятий и нужно воспитывать нашу молодежь, — в завершении нашей беседы убежденно сказал гражданский активист Николай Ищенко.

Поиск юных талантов

Конечно, Николай Ищенко не единственный энтузиаст в Жуковском, радеющий за патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения, — на положительных примерах из отечественной истории авиации и космонавтики. Но и системного характера эта крайне важная работа, для нашего общества, безусловно, не имеет.

При отсутствии интереса к теме работы с юными талантами у руководителей наших уважаемых градообразующих предприятий, возникшая, после распада Советского Союза, ниша, активно заполняется популяризаторами — чужаками и, соответственно, пропагандистами своих достижений в авиастроении и космосе.

На одном из заседаний горсовета местный депутат рассказал об интересе к жуковской молодежи специалистов Европейского авиационно-космического концерна EADS. В рамках сотрудничества с МАКСом в наш город прибыла, как-то, представительная делегация от этой уважаемой фирмы. После завершения официальной части визита, руководители иностранной делегации попросили устроить им несколько встреч с жуковскими школьниками. Побывали в разных учебных заведениях, презентовали книгу о занимательной авиации и космонавтике, выпущенной в Испании на русском языке. Пообещали наладить постоянные контакты с лицеями и гимназиями авиаграда.

Все, кажется, замечательно, только в том познавательном издании, десятки экземпляров которого они подарили нашим детям – буквально считанные строчки о российских космонавтах и конструкторах. Это как в американских учебниках, в разделе о Второй мировой войне, – да, воевали, конечно, и русские солдаты, но победили фашистов, безусловно, рейнджеры США!

Сергей Муравьев

2013 г

Кстати:

Дорога в космос

Кризис не повод опускать шлагбаум во Вселенную

До 2025 года правительство России выделит на развитие космодромов 750 миллиардов рублей – сообщила исполняющая обязанности гендиректора ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» Рано Джураева.

По словам Джураевой, около 50 миллиардов получит «Байконур»- ему требуется ремонт. Большие деньги будут вложены в новый космодром «Восточный». Профинансируют и космодром Плесецк в Архангельской области.

На что планируется потратить деньги, конкретно, при финансировании космодрома «Восточный»? Планируется построить аэропорт, дороги и социально значимые объекты в городе Циолковский.

По данным нашего портала ранее было предложено 2 варианта ФЦП «Развитие российских космодромов». Первый предполагал ускоренное строительство «Восточного» по причине имевшихся проблем с властями Казахстана по «Байконуру». В настоящее время эти отношения улучшились. Наша страна расчитывает работать с «Байконуром» еще долго – как минимум до 2023 года. Именно с Байконура будут осуществляться пилотируемые запуски по программе Международной космической станции.